Взаимоотношения народов крайнего северо-востока сибири

Обмен

Первобытный обмен возникает из общественного разделения труда: <нг существует обмена без разделения труда, будь последнее первобытным или само уже историческим результатом». В «Капитале» К. Маркс это положение развивает более подробно. «С другой стороны, как я уже отметил раньше, обмен продуктами возникает в тех пунктах, где приходят в соприкосновение различные семьи, роды, общины, потому что в начале человеческой культуры не отдельные индивидуумы, а семьи, роды и т. д. вступают между собой в сношения как самостоятельные единицы. Различные общины находят различные средства производства и различные жизненные средства среди окружающей их природы. Они различаются поэтому между собой по способу производства, образу жизни и производимым продуктам. Это—те естественно выросшие различия, которые при соприкосновении общин вызывают взаимный обмен продуктами, а следовательно, постепенное превращение этих продуктов в товары».
На крайнем северо-востоке задолго до прихода русских создались все необходимые предпосылки для возникновения обмена. Как уже было указано, в этом районе благодаря географическим и историческим условиям сложились различные хозяйственно-экономические комплексы. Чукчи — едины этнически, но неоднородны в хозяйственном отношении. Они занимались двумя видами хозяйственной деятельности — морской охотой (так называемые пешие, сидячие, или оседлые, чукчи) и сухопутной охотой с оленеводством, причем последнее постепенно заняло у этой группы ведущее место (оленные, или кочевые, чукчи).

Еще более сложный хозяйственный комплекс представляли коряки. Среди них выделилась чисто оленеводческая группа (оленные коряки), группа морских охотников (приморские, или сидячие, коряки) и группа рыболовов (сидячие коряки). У юкагиров преобладала сухопутная охота и рыболовство. Оленеводство у них было слабо развито, за исключением чувагщев. Азиатские эскимосы в XVII—XVIII вв. составляли единый

хозяйственный комплекс с приморскими чукчами. И, наконец, ительмены, которые являлись типичными речными рыболовами.

Таким образом, естественно выросшие различия в хозяйственной деятельности повлекли за собой производство различных продуктов и их обмен. При рассмотрении обмена следует также учитывать взаимоотношения с соседними народами — американскими эскимосами, курильскими айнами, тунгусами и ламутами, а для XVIII в. и позднее — проникновение в сферу обмена русских товаров и вовлечение этих народностей в орбиту товарно-денежных отношений.

Обмен носил потребительский характер, выменивались те предметы, в которых ощущался недостаток. С. Крашенинников, как очень тонкий наблюдатель, заметил эту специфику первобытного обмена: «Но их торги от русских весьма отменны, ибо оные в запас ничего не покупают, каково б дешево ни быио, а когда понадобится, то и за гривенник трехрублевого дать не жалеют. И это всем здешним народам свойственно есть».
Оленеводы (оленные чукчи и оленные коряки) быши заинтересованы главным образом в продукции морского промысла — шкурах морских животных, мясе, жире, китовом усе, — которую им давали приморские жители (приморские чукчи, азиатские эскимосы, приморские коряки). Взамен этого приморские жители получали от оленеводов оленьи шкуры, ровдугу, мясо, готовую одежду, сухожильные нитки и т. п. Кроме того, чукчи приобретали от коряков деревянные изделия: луки, полозья для саней и др. Те же самые объекты фигурировали и во внутриплемеином обмене чукчей и между обеими группами коряков, у последних в обмен шла еще рыба. В обмене между коряками и ительменами со стороны коряков поступала продукция оленеводства, со стороны же ительменов пушные меха и мех собак, преимущественно белый.

Меновые связи существовали также между ительменами и курильскими айнами. Ительмены доставляли главным образом меха, айны — японские товары (в частности бамбук, глиняную и деревянную посуду), ядовитые корни для отравленный стрел и др. Позднее в процесс обмена этих народностей вошли русские товары.

Таким образом, все народы крайнего северо-востока быши втянуты в обменные отношения, если не непосредственно, то через своих соседей. Так, например, товары попадали от чукчей к ительменам через коряков, к корякам от азиатских эскимосов через оленнык чукчей, от американских эскимосов к оленным чукчам при посредничестве приморских чукчей и азиатских эскимосов и наоборот и т. д.

2 года назад

Добавить комментарий