Выработка проекта Конституции

Выработка проекта Конституции продолжалась в течение года. В ней участвовали народные депутаты, ученые-правоведы, общественные организации. 1 июня 1992 года Президент выступил на восьмой сессии Верховного Совета с докладом «О проекте Конституции Республики Казахстан», где особо подчеркивалось, что принятие основного закона послужит мощным консолидирующим фактором развития многонационального государства. Жаркие дискуссии вызвали положения проекта относительно государственного статуса . После тщательного двухдневного обсуждения проекта Конституции Республики Казахстан Верховный Совет принял решение одобрить его в первом чтении, вынести на всенародное обсуждение, опубликовав в печать.

Всенародное обсуждение проекта Конституции закончилось в начале декабря 1992 года. В нем приняло участие свыше 3 млн. человек, внесших более 18 тыс. замечаний и предложений. 9 декабря 1992 года
Президент Казахстана, Председатель конституционной комиссии Н.А.Назарбаев выступил на заседании девятой сессии Верховного Совета с докладом «О проекте Конституции Республики Казахстан и итогах его всенародного обсуждения» [1]. 18 января 1993 года, выступая на сессии Верховного Совета, Президент еще раз затронул конституционный вопрос, его значение в формировании государственности. Реформа погибнет, сказал он, если снизу до верху не будет обеспечено уважение к Конституции, неукоснительное следование Основному Закону. Только конституционность может противостоять главному врагу реформ — политическому и правовому хаосу, местничеству, заявил Президент.

28 января 1993 года Верховный Совет принял первую Конституцию независимой Республики Казахстан. Конституция закрепила принцип разделения государственной власти на законодательную, судебную, исполнительную, принцип прямого действия и верховенства Конституции над всеми другими законами. «Республика Казахстан как форма государственности самоопределившейся казахской нации обеспечивает равные права всем гражданам», гласила она. Национальная форма и характер государственности, закрепленные в Основном Законе, не противоречили идеям межнационального согласия.

Однако новый Основной Закон Республики Казахстан не решил центральные вопросы властной системы, значит и государственного устройства. Самый главный из них заключался в том, что в стране установилось своеобразное двоевластие. Нередко решения и постановления исполнительной власти игнорировались амбициозным Верховным Советом. Высказывались самые полярные точки зрения от таких, как «ликвидация Советов — путь к диктату» до — «Советы не нужны». В свою очередь местные представительные органы выражали недовольство сокращением их прав, усилением полномочий исполнительной власти. «А мы-то что можем?» — сокрушался заведующий отделом Семипалатинского областного Совета народных депутатов. «Почему же мы ничего не можем?» — задавался он вопросом. Оказывается, по его мнению, все дело в том, что распределение полномочий между представительными и исполнительными органами никак не отвечает принципу самоуправления, ибо действует система централизованного управления местными делами, а председатели сельских Советов при осуществлении исполнительно-распорядительных функций полностью зависимы от районной администрации . Председатель Павлодарского областного Совета народных депутатов Б.Исаев в одной из своих статей называл такое положение периодом «междуцарствия». «Деятельность депутатов всех уровней в этот период «междуцарствия», — сетовал он, — особенно, когда многие положения старого закона уже не действуют, а новый еще не принят, можно охарактеризовать как сложнейшую. У каждого из депутатов есть свои обязательства перед избирателями, но выполнение их предельно затруднено. А отсюда и некоторая растерянность у части из них, безынициативность, а то и просто нежелание работать. Случается, что слагают с себя полномочия депутаты, не видя реальной возможности выполнить свои обязательства» . Причину возникновения «междуцарствия» автор определил однозначно и довольно верно: это нечеткость целого ряда статей Конституции, отдельных законов, это и борьба администраций и Советов за различные властные функции.

2 года назад

Добавить комментарий