Восточная политика Европейского Союза

Падение Берлинской стены

К осени 1988 года стало ясно, что Советский Союз не поддерживает больше с помощью военной силы коммунистические правительства в Восточной Европе. Первой на путь демократических преобразований встала Польша. Затем разрушили символ раздела на Запад и Восток — Берлинскую стену. Советский лидер Михаил Горбачев выразил готовность на двухуровневое сближение с европейским сообществом, что подразумевало заключение рамочного политического договора и торговых соглашений отдельно с каждой из стран европейского сообщества. Первыми из восточно-европейских государств договоры о торговле и сотрудничестве с европейским сообществом подписали Венгрия (сентябрь 1988 г.) и Чехословакия (декабрь 1988 г.). У Польши и Советского Союза аналогичные договоры появились годом позже. В июле 1989 года в Париже семь индустриально развитых стран решили оказать финансовую и экономическую помощь Польше и Венгрии, дальше других социалистических стран продвинувшихся в сторону рыночной экономики. Поступление и распределение помощи из 24-х индустриально развитых стран координировала Европейская Комиссия. Данная программа помощи получила наименование Phare (англ.Poland and Hungary Aid for restructuring of the Economy). В мае 1990 года программу Phare расширили на все государства Восточной и Центральной Европы. Уже в 1989 году были сокращены ограничения, установленные на экспорт в Восточную Европу высоких технологий. Для финансирования переходных экономик в бывших соцстранах учредили Европейский банк реконструкции и развития ^^.European Bank for Reconstruction and Development — EBRD). К весне 1991 года европейское сообщество заключило договоры о торговле и сотрудничестве с Болгарией и Румынией.
Таким образом, большинство государств Восточной Европы в развитии отношений с европейским сообществом продвинулись значительно дальше, чем все еще оставашиеся оккупированными балтийские страны. Даже информация о развитии отношений между европейским сообществом и Восточной Европой поступала в Эстонию с запозданием.
Эстония, Латвия и Литва до осени 1991 года боролись за то, чтобы государства и межгосударственные союзы признали их партнерами. Поэтому даже знаки простого внимания со стороны любой из международных организаций являлись важными достижениями. В январе 1989 года Европарламент принял резолюцию по ситуации в Балтии. Принимая во внимание собранные в поддержку независимости балтийских государств четыре миллиона подписей и декларацию о независимости, принятую в Эстонии 16 ноября 1988 года, Европарламент обратился к руководству СССР с просьбой учитывать массовое волеизъявление к расширению государственной независимости балтийских стран. Кроме того, депутаты Европарламента выразили поддержку приданию эстонскому, латышскому и литовскому языкам статуса государственных языков.
Демократические выборы в верховные советы весной 1990 года и нарастание в Балтии противостояния Москве способствовали активизации контактов европейских организаций с Балтией. Ситуация в балтийских странах стала темой обсуждений на европейских межправительственных встречах. 21 апреля
1990года на своей встрече в Дублине министры иностранных дел государств европейского сообщества выразили серьезную обеспокоенность в связи с экономическими санкциями, введенными Москвой против Литвы, но не смогли договориться о возможных контрмерах со стороны европейского сообщества.
Отношение и внимание европейского сообщества к Балтии вплоть до восстановления их независимости в значительной мере зависели от шагов Москвы. После каждой демонстрации силы центральными властями Советского Союза возрастала поддержка балтийских государств со стороны европейского сообщества. После каждой акции насилия Москвы увеличивалась численность сочувствующих Эстонии, Латвии и Литве как в Европарламенте, так и в совете министров европейского сообщества.

2 года назад

Добавить комментарий