Восстановление независимости балтийских стран

Когда в августе 1991 года в Москве провалилась попытка консерваторов- коммунистов прорваться к власти, первыми независимость балтийских стран признали Исландия и Российская Федерация. Государства европейского сообщества единогласно решили признать независимость балтийских стран 26 августа, не дожидаясь прояснения позиции Советского Союза. До совместного решения европейского сообщества дипломатические отношения с Эстонией, Латвией и Литвой успела установить лишь Дания, которую позже за это соло в Брюсселе даже покритиковали. После решения европейского сообщества поступившее 6 сентября признание независимости балтийских стран со стороны Советского Союза уже не было столь важным. В Европе возникла даже конкуренция по быстрому установлению дипломатических отношений с Эстонией, Латвией и Литвой. Министр иностранных дел Норвегии заметил по этому поводу, что на встречу с министрами иностранных дел балтийских стран выстроилась “длинная очередь”.

Несмотря на волну дипломатического признания балтийских стран, экономические круги Европы критически оценивали способность новых государств к независимому существованию. Представители Европейской Комиссии говорила о необходимости оказания Эстонии, Латвии и Литве помощи в размере нескольких миллиардов экю. Кстати, эти деньги до сих пор так и не получены. Действительно, вначале отношения европейского сообщества с балтийскими странами крутились вокруг оказания срочной и продовольственной помощи. По решению общеевропейского саммита, в первой половине 1992 года в Эстонию было направлено 6 000 тонн муки из Франции, 10 000 тонн ржи из Дании и 25 000 тонн перловки из Германии. Эстония также получила еще 2 000 тонн зерновых и 60 000 тонн муки из центральных фондов европейского сообщества. Всего из Западной Европы в Эстонию поступило срочной помощи на сумму примерно в 30 миллиардов экю, что было на 15 миллионов меньше, чем планировалось.
В конце 1991 года Эстонию включили в программу Phare. После чего со второй половине 1992 года помощь Западной Европы сфокусировалась на программах консультирования и обучения, а позже на проведении инфраструктурных преобразований.
В начале 1992 года начались переговоры о заключении договора об экономическом сотрудничестве между Эстонией и европейским сообществом. В ходе переговоров выявились острые разногласия по сельскохозяйственным вопросам. По эстонским СМИ прошла серия материалов о желании Европейской Комиссии согласовать условия приватизации сельскохозяйственных предприятий Эстонии. Несмотря на выявившиеся проблемы, договор о торговле и сотрудничестве между европейским сообществом и балтийскими государствами был подписан 17 мая 1992 года. Догвор, обеспечивший беспошлинный доступ на европейский рынок промышленной продукции и полуфабрикатов из Балтии вступил в силу с Латвией и Литвой в феврале 1993 года, а с Эстонией месяц спустя. Европарламент отложил ратификацию договора с Эстонией на месяц, так как был обеспокоен положением русского меньшинства.

Заключение договора о торговле и сотрудничестве не означало, что балтийские государства в своих связях с Европой догнали другие восточноевропейские страны. Еще в июле 1991 года страны ЕС решили заключить с Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Румынией и Болгарией более всеохватывающие договоры об ассоциированном членстве, которые были подписаны в 1993 году и вступили в силу с Польшей и Венгрией в начале 1994 года, а с остальными государствами — в 1995 году. По своему содержанию договор с балтийскими государствами был даже более “тощим”, чем заключенный в 1990 году аналогичный договор с Советским Союзом.

2 года назад

Добавить комментарий