Во второй половине Vl в. до н.э. в Урало-Аральском регионе

Во второй половине Vl в. до н.э. в Урало-Аральском регионе происходят значительные изменения этнокультурной ситуации, вызванные новой исторической обстановкой на его южных границах. Активная завоевательная политика ахеменидской Персии в Средней Азии привела к покорению ее земледельческих областей, в том числе Хорезма, поражению ряда сакских племен и установлению контроля над ними . Эти события привели к перемещениям и перегруппировкам среднеазиатских кочевых племен, оттоку отдельных их групп за пределы региона (Членова Н.Л., 1967, с. 219-220; Иванов TE.,
1987,с.29; Могильников В.А., 1997, с.135). Часть кочевых и полукочевых племен среднеазиатского междуречья и равнин к востоку от Каспия вынуждена была покинуть свои прежние места обитания и мигрировать на север, в степи Южного Урала, а также в зауральскую лесостепь и прилегающие к ней районы Западной Сибири. Об этом же, помимо многочисленных свидетельств археологии, говорят и данные антропологии. Так, расовый компонент, генетически связанный с сакским населением Приарапья, отчетливо фиксируется в составе саргатского и гороховского населения западносибирской лесостепи и некоторых сарматских групп Оренбуржья и Приуралья . По мнению PM.Юсупова , население Южного Урала савроматского времени по комплексу признаков обнаруживает морфологическое сходство с сако-усуньскими группами Казахстана и особенно с саками Приаралья VII-VBB. до н.э., с чем согласен и Л.Т. Яблонский .
1988,
Вероятно, эти же события вынудили номадов, кочевавших между западными отрогами гор Южного Урала и Приаральем, перенести центр своего племенного объединения и родовые могильники с юга на север, в степи Южного Приуралья. Именно этим объясняется, по нашему мнению, появление во второй половины Vl в. до н.э. культуры ранних кочевников Южного Приуралья в «готовом» сложившемся виде . Однако это была миграция не всего общества и не пропорционального среза всех слоев и сегментов, а, скорее всего, одной или нескольких фракций. Как нам кажется, это передвижение племен из Приаралья на Южный Урал ближе к миграциям, «при которых и пришлая, и местная культура с самого начала появляются перед археологами в смешанном виде, а суперстрат никогда не предстает в чистом виде, а выступает как составная часть общей культуры…, культура пришельцев в чистом виде неизвестна. Лишь отдельные черты в архитектуре погребальных сооружений, в искусстве, в направлении культурных связей, в традиции, в языке, в антропологическом облике заставляют говорить о таких миграциях» .

2 года назад

Добавить комментарий