во владении Лодыгиных село пробыло недолго

04/10/2012

Итак, во владении Лодыгиных село пробыло недолго. В 1548/1549 г. сыновья Александра Андреевича Лодыгина — Яков и Дмитрий — продали эту вотчину вновь князям Пожарским. На этот раз покупателем был Борис Фёдорович Пожарский. Сумма выкупа была тоже 150 рублей.13 Через несколько лет, а именно в 1566/67 г. согласно разъезжей писцов Ф.И. Бутурлина и подьячего М.К. Тукмачёва сельцо Дмитриевское принадлежит снохе Б.Ф.Пожарского Федосье Семёновне Пожарской, урождённой княжне Мезецкой.14
К этому времени её муж князь Пётр Борисович Корова-Пожарский умер. Сельцо перешло к его сыну Ивану, которого и опекала мать — княгиня Феодосья.15 В 1571/72 г. Иван Петрович Пожарский составил духовное завещание, в котором после своей смерти передавал сельцо Дмитриевское своей матери княгине Феодосье до её смерти. После этого вотчина должна была быть передана в вотчину Спасо-Евфимьеву монастырю на помин молодого князя и его родителей. Представители княжеского рода Пожарских могли выкупить у монастыря данную вотчину, уплатив 100 рублей.16 Своими душеприказчиками И.П.Пожарский назначил мать и дядю — князя Петра Тимофеевича Пожарского.
В этом же году княгиня Ф.Пожарская и князь П.Т. Пожарский передали сельцо Дмитриевское с храмом Дмитрия Солунского, а также все принадлежащие деревни, починки и пустоши, кроме деревни Три Дворища, Спасо-Евфимьеву монастырю. Причем без предусмотренной духовной И.П.Пожарского возможности для представителей рода выкупить данную вотчину.17 А деревню Три Дворища, по поручению княгини Феодосьи, князь П.Т. Пожарский продал за 15 рублей и «шубу белью хребтову» князю Михаилу Федоровичу Третьякову Пожарскому, отцу Дмитрия Михайловича Пожарского.18 В 1586/87 г. Д.М.Пожарский, выполняя волю отца, дал д. Три Дворища в Спасо-Евфимьев монастырь.19
В своей духовной грамоте, составленной между июнем и августом 1572 г., царь Иоанн Грозный завещал село Дмитриевское, «что было княгини Феодосьи с детьми», своему сыну Ивану.20 Следовательно, в случае смерти царя село Дмитриевское подлежало изъятию или выкупу у Спасо-Евфимьева монастыря. Однако этого не произошло. Более того, в жалованной тарханной, несудимой грамоте, составленной 1 ноября 1576 года, царь Иоанн Грозный подтверждает Спасо-Евфимьеву монастырю вотчинное право на сельцо Дмитриевское с деревнями.21
А что же село Мугреево-Никольское? Судя по всему, в XVI в. села с названием Никольское не существовало. Однако в упоминаемой выше разъезжей писцов Ф.И.Бутурлина и М.К.Тукмачёва встречается принадлежащее братьям Фёдору и Ивану Ивановичам Пожарским «село Волосьинино», земли которого на севере граничили с землями села Дмитриевское, на западе с землями деревень Клёстово и Зименки.22 На востоке границей земель села Волосьинино служила река Лух. Судя по географическому описанию село Волосьинино и стало впоследствии с. Мугреево-Никольским.
Д.М.Бутурлин в вышеозначенной работе, ссылаясь на выписки из суздальских писцовых книг 1628-1630 гг., обнаруженные в Ландеховском вотчинном архиве, утверждает, что у князя Дмитрия Михайловича Пожарского была родовая вотчина от отца и деда — село «Волосьинино, Мугреево тож».23
Это утверждение справедливо, так как в вышеуказанной разъезжей одним из владельцев села Волосьинино назван дед Д.М.Пожарского — Фёдор Иванович Пожарский.

2 года назад

Добавить комментарий