Внутренние конфликты между отдельными локальными группами

Внутренние конфликты между отдельными локальными группами одной народности и, возможно, племенами вырастали на той же почве. Приморские коряки нападали на чавчувенов (оленеводов) с целью захвата у них оленей. В корякских преданиях часто встречаются такие эпизоды: «Давно жители тундры враждовали между собою.. Нымыланы пытались отнять у (чавчуванов) оленьи стада». Подобный мотив прослеживается и в ряде других корякских преданий. На основании их С. Стебницкий делает вывод, что возникновение военных столкновений между приморскими коряками, с одной стороны, и коряками-олене- водами — с другой, относятся к тому времени, когда сокращение объектов охоты, главным образом дикого оленя, вынудила приморских жителей вступить в более тесный контакт с оленеводами. Этот контакт привел к военным столкновениям. Победителями обычно оставались кочевники-чавчуваны. Отсюда повидимому, исходило полупрезрительное отношение оленеводов к оседлым корякам. Интересную характеристику этих отноше-нийприводит С. Крашенинников: «Немалый повод к спеси дается ими от коряк сидячих, которые их боятся и почитают, так что, хотя бы пастух к ним приехал, все выбегают вон из юрты, встречают, довольствуют, провожают, и сносят всякую обиду, какую бы ни показал коряка.. Оленные коряки всех их называют своими холопами, а особливо олюторов: ибо олюторы испорченное имя из коряцкого алютоклаул, что значит холопа. Да и сами сидячие коряки почти от того не отрекаются»/1
Пережитки таких взаимоотношений еще долго сохранялись. Так, Н. Билибин, работавший среди коряков уже в наше время, сообщает: «И хотя в отношениях коряков друг к другу никаких условностей не существует, все же заметно, что приезд оленного в береговом селении производит впечатление большее, чем приезд берегового в кочевое стойбище. Оленного гостя сажают на переднее место, и в обычных
услугах гостю со стороны женщин чувствуется оттенок уважении».

К. Мерк подобным же образом характеризовал взаимоотношения оседлых и оленных чукчей: «Оседлые чукчи меняются женами.. но только между собой, а оленные чукчи с ними не меняются, а также не выдают своих дочерей замуж за оседлых, так как считают их гораздо ниже себя».
Подводя некоторые итоги по вопросу о взаимоотношениях отдельных этнических групп крайнего северо-востока Сибири в XVII—XVIII вв., можно сделать следующие выводы.

2 года назад

Добавить комментарий