Внешнеполитический баланс — сотрудничество versus разногласия

Маастрихтский договор обязывает государства-члены ЕС сообща работать над углублением и развитием взаимной политической солидарности. В большинстве случаев удается сохранить согласие. Например, в 1997 году все государства ЕС были солидарны с Германией, отозвав из Ирана своих послов, когда в апреле 1997 года между Германией и Ираном разразился дипломатический конфликт в связи с прямым участием Тегерана в организации убийства в Берлине в 1992 году трех оппозиционных курдских лидеров и их переводчиков. Дипломаты евросоюзных государств также проявили солидарность в Беларуси, когда президент Александр Лукашенко захотел переселить их из престижного района в менее респектабельный жилой массив.
Как правило, государства-члены ЕС согласовывают свои действия в ООН. Государства-кандидаты, в том числе и Эстония, обычно голосуют в ООН также, как и государства ЕС. Подготовившие для правительства Швеции доклад о расширении ЕС шведские дипломаты Сверкер Астрем и Магнус Хольм отметили, что благодаря внутриевросоюзному согласованию малое государство может достичь в ООН большего влияния.
Проблема состоит в том, что единодушие государств-членов ЕС во внешнеполитических вопросах не воспринимется как само собой разумеющееся. С внешнеполитической точки зрения третьи государства редко воспринимают ЕС как единое целое. Часто обращают особое внимание на государство, остающееся вне единых действий ЕС, стараясь внести разлад в сплоченные ряды евросоюзных государств. Неспособность государств-членов ЕС придерживатся полного единства во внешнеполитических вопросах также, как они это делают в экономических, существенно снижает влияние Евросоюза на третьи страны. Именно поэтому, например, роль ЕС в ООН не столь важна, как, например, Всемироной торговой организации.
Можно привести несколько примеров разладов во внешнеполитическом сотрудничестве ЕС или же ухода от острых тем. В 1982 году во время фолклендской войны Великобритания ходатайствовала о введении общих торговых санкций против Аргентины. Государства-члены ЕС сразу же согласились прекратить поставки в Аргентину военных материалов. Однако Германия и Ирландия без соответствующего решения ООН не хотели участвовать в прочих анти-аргентинских санкциях. После нескольких недель переговоров государства-члены ЕС все же договорились об отказе от импорта аргентинских товаров. Но Италия не присоединилась к этому решению. Двумя годами позже Греция не согласилась с введенными Евросоюзом ограничениями на торговлю с Советским Союзом, когда Москва принудила тогдашнее польское руководство запретить профсоюз “Солидарность” и ввести в стране военное положение. Действия Италии и Греции заслуживают тем большего внимания, что речь не шла о вопросах первостепенной важности для этих государств.
В 1990-х годах ЕС поддержал Грецию в вопросе о наименовании Македонии, введя в официальные документы сокращенное наименование данного государства — FYROM. Но это была лишь вербальная поддержка. В пограничном споре между Грецией и Турцией по поводу принадлежности островов Имия и Кардаки в Эгейском море Евросоюз не нашел ничего лучшего, как наблюдать со стороны за тем, как США устранили военное противостояние между двумя государствами. Тогда ЕС посоветовал Афинам обратиться в международный арбитражный суд в Гааге.
Проводя в 1990-х годах ядерные испытания, Париж тщетно обращался к ЕС за поддержкой. Более того, Европарламент осудил продолжение Францией ядерных испытаний. Евросоюз также не смог до конца выработать единую внешнеполитическую линию по отношению к самым одиозным фигурам последних двух десятилетий — президенту Ирака Саддаму Хусейну и сербскому лидеру Слободану Милошевичу. Когда в 1998 году Хусейн воспрепятствовал проведению контроля ООН, то большинство государств-членов ЕС не поддержали последовавшие за этим бомбардировки территории Ирака авиацией США и Великобритании. Многозначительно обстоятельство, что в то время Великобритания была председательствующим государством в ЕС. Весной 1999 года член НАТО и ЕС Греция и член ЕС Швеция ясно дистанцировались от бомбардировок территории Югославии.
Наряду с вышеперечисленными проблемами, усилению внешнеполитического влияния ЕС также препятствуют трудности, связанные с переходом от деклараций к этапу практических действий. Никто не ждет скорых ощутимых результатов от совместных внешнеполитических заявлений ЕС. Но пустые декларации уменьшают доверие к Евросоюзу.

2 года назад

Добавить комментарий