Влияние национальных государств в Европейском Союзе

Институты Европейского Союза борются за разграничение полномочий не только между собой, но и с правительствами и парламентами национальных государств. Некоторые европейские политические силы стремятся к возрастанию значимости наднациональных решений. Другие хотят максимально сохранить независимость национальных государств.
До сих пор влияние ЕС на законодательство национальных государств и, следовательно, на обустройство жизни в странах-членах ЕС год от года потихоньку возрастало. Вначале это обусловливалось постепенным претворением в жизнь Римского договора, затем мощный импульс наднациональным тенденциям придал принятый в 1986 году Общеевропейский акт. Так, уже в 1991 году большая часть французского законодательства формировалась не в Париже в Национальной ассамблее Франции, а в институтах ЕС в Брюсселе. Французский парламент принял в 1991 году 1417 законов. За то же время Совет ЕС и Европейская Комиссия одобрили 1564 директивы и постановления. Более того, в действительности полностью независимыми являются лишь 20-25% законодательных текстов национальных парламентов государств-членов ЕС, поскольку при их составлении в большинстве случаев необходимо учитывать правовые нормы ЕС. Маастрихтский и Амстердамский договоры расширили сферы, в которых значимость наднациональных решений превалирует над внутренними законодательствами.
В определенных сферах (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт и торговля) политика государств-членов ЕС в решающей степени формируется в Брюсселе и в этих случаях говорится о единой политке ^^.common policy). В перечисленных сферах национальные государства не могут принимать правовые акты без учета позиции институтов ЕС. В планах ЕС также выработка единой внешней политики и политики безопасности. Хотя на этом направлении процесс зашел не слишком далеко. При этом необходимо отметить, что в сферах внешней политики и политики безопасности нет намерений отказать государствам-членам ЕС в праве инициирования решений, передав их полностью в ведение Европейской Комиссии.
В вопросах социальной политики, окружающей среды и помощи развивающимся странам и дальше институты ЕС, как и отдельные государства- члены ЕС будут действовать совместно с целью выработки согласованной политики.
В сферах образования, обучения, защиты потребителей и здравоохранения у Евросоюза нет единой политики. Брюссель лишь вносит вклад в формирование соответствующей политики в государствах-членах ЕС. В этих сферах большая часть вопросов регулируется национальными правовыми актами.
Теоретически Европейский Союз не может вмешиватся в сферы, которые не являются для него открытыми по договорам ЕС. Государства-члены ЕС должны уполномочить Брюссель на выработку совместных евросоюзных решений в данных конкретных сферах. Но в Римском договоре есть два пункта, позволяющие обходить это требования и применять евросоюзные правовые акты почти во всех сферах жизнедеятельности государств-членов ЕС.
Статья 94 Римского договора требует от государств-членов ЕС унификации правовых и административных актов, регулирующих функционирование внутренних рынков евросоюзных стран. Большая часть правовых актов ЕС по защите потребителей и по окружающей среде была принята со ссылкой на отмеченную статью, поскольку разные нормы по окружающей среде и разные правила по защите потребителей препятствуют равноправной конкуренции.
Если на статью 94 сложно сослаться, то для обоснования принятия новых правовых актов ЕС используется статья 308 Римского договора, которая гласит, что если для обеспечения функционирования общего рынка или для достижения каких-либо иных целей сообщества необходимы конкретные меры, а настоящий договор не предвидит для этого необходимых полномочий, то на основании предложения Комиссии и после консультации с Европейским парламентом Совет ЕС может применить необходимые меры. Как известно, одной из главных целей ЕС является улучшение жизни граждан ЕС и для ее достижения правомерны любые меры в любой сфере.

2 года назад

Добавить комментарий