Вехи времени

Решающая атака началась 2 сентября 1686 г. У Эстердомской ротонды осаждающие пробрались в крепость, пушки замолчали, и началась рукопашная схватка. После гибели паши Абдурахмана турки отступили на территорию королевского дворца, а потом вывесили белое знамя. Почти вся крепость была покрыта телами многих тысяч погибших. Вспыхнул пожар, и прежняя королевская резиденция, красавица городов турецкой эпохи, «красное яблоко» со своими лежащими в развалинах домами, со сгоревшими ценностями, обугленно торчащими к небу стенами и выгоревшими окнами представляла собой такое страшное зрелище на ярком позднелетнем солнце, как темной ночью освещенный изнутри череп.

Последующие столетия тоже были не особенно счастливыми для Будайской крепости. Друг за другом следовали чума, землетрясения, ливни, пожары. Пороховой взрыв и огромный пожар в 1723 г. причинили разрушения не меньшие, чем осада турок. Восстановление ее началось только в XVIII в., и над руинами стали возводить новые здания в стиле барокко.

Свою окончательную форму Будайский замок приобрел в XIX в., когда был полностью перестроен архитектором Миклошем Иблем. Однако и его громадные корпуса с сотнями залов почти полностью сгорели во время Второй мировой войны.

Гитлеровские войска в первую очередь захватили крепость, где и расположился штаб оккупационной армии. Когда в феврале 1945 г. было сломлено сопротивление последних эсэсовских частей (кстати, в обороне этого района столицы принимали участие отборные отряды головорезов под командой О. Скорцени), в Буде в результате артиллерийского и минометного огня не осталось ни одной целой крыши, ни одного неповрежденного фасада. Вынужденные отступать, немцы поджигали красивейшие исторические здания, и их зияющие окна мрачно смотрели на город. А потом началась долгая и кропотливая работа по восстановлению крепости, и мастера-реставраторы старались сохранить как можно больше памятников архитектуры и остатки средневековых построек. Сейчас Будайская крепость представляет собой величественную и прекрасную картину. Над неровной линией крыш домов и небольших дворцов возвышаются готические главы церквей, романские башни и аркады Рыбацкого бастиона, большой фасад и купол королевского дворца…

2 года назад

Добавить комментарий