В ущельях гизельдона и геналдона

05/07/2013

горный кавказ

В ущелье реки Гизельдон и его крупнейшего правого притока Геналдона находятся очень интересные, самые достопримечательные места Северной Осетии, известные далеко за ее пределами. Это — Кобан — родина знаменитой Кобанской культуры, Даргавский «Городок мертвых» и горячие минеральные источники Кармадона.

В „Городок мертвых11
Из Орджоникидзе мы выехали рано утром рейсовым автобусом. Через 20 минут были у Гизеля—большого пригородного селения, раскинувшегося на правом берегу реки Гизельдон в том месте, где она, выйдя из гор, пересекает Алагирское шоссе (в 8 км западнее гор. Орджоникидзе). Здесь автобус покидает основную шоссейную магистраль и поворачивает на юг, в сторону гор. Первые километры дорога проходит

по правому берегу реки Гизельдон, пересекающей предгорную равнину. На противоположном левом берегу видна высокая терраса с крутым, местами обнаженным, склоном. На плоской зеленой поверхности ее живописно разместилось небольшое селение—Верхняя Саниба.

Через 5 км дорога входит в горы. Это передовые хребты — Лесистый и Пастбищный. Ущелье, размытое в них Гизельдоном, утопает в густых смешанных лесах. Куда ни посмотришь — сплошная зелень всех цветов и оттенков. Только изредка сквозь нее проглядывают серые известковые утесы. Лес состоит из бука, граба, осины, липы, клена и диких плодовых деревьев; в густом подлеске много бузины, орешника, бересклета. На опушках растут высокие сочные травы, среди которых господствуют папоротники и огромные, поражающие своими размерами, лопухи. Ветви высоких деревьев, переплетаясь вверху, образуют зеленый свод— своеобразный тоннель. Ехать по такой дороге очень приятно. Через густую листву пробиваются солнечные лучи, освещая серебристые излучины реки и пестрые от цветов поляны. По обеим сторонам дороги в зеленой траве струятся и журчат чистые, прозрачные ручейки.

За Пастбищным хребтом (на 12 километре от с. Гизель) долина превращается в очень живописную котловину. Плоское дно ее и мягко-очерченные склоны покрыты зеленым лесом, над которым высятся голубовато-серые зубья Скалистого хребта: слева — Арау-хох (2600 ж), справа—Чижджиты-хох (2860 м). В этом месте река Гизельдон принимает справа свой самый большой приток—Геналдон. Дорога пересекает его по мосту, который местные жители называют Кобан. ским. Здесь находится развилка дорог: одна дорога идет прямо на юг, в Кармадон, другая — на юго-запад, в Кобан. Между ними расположена длинная гряда (высотой 35—40 м) с плоской поверхностью и крутыми обрывистыми склонами, поросшими густым кустарником. Заканчивается она у Кобанского моста высоким мысом, обнаженный склон которого вскрывает моренные отложения — крупные, слабо окатанные валуны кристаллических пород, включенные в светложелтый суглинок. По всей верятности это береговая морена, оставленная древним ледником.

Отсюда до Кобана 6 км. Дорога пересекает второй мост через реку Гизельдон и проходит по ее левому берегу в густом лиственном лесу.

Селение Кобан расположено посреди обширной горной котловины, у северного подножия Скалистого хребта. Лес на левом менее крутом склоне исчезает, сменяясь зелеными лугами. Впереди темнеет узкая теснина, размытая рекой Гизельдон в Скалистом хребте; справа от нее поднимается скалистая вершина Тбау-хох, слева — Чижджиты-хох.