в решении вопроса «савромато»сакского взаимодействия

Важным шагом в решении вопроса «савромато»сакского взаимодействия явилось исследование серии сакских комплексов в Южном Зауралье. А.Д.Таиров совершенно обоснованно связал их с кочевниками Северного и Центрального Казахстана , входившими в тасмолинскую историко-этнографическую общность 1. Принципиально важен и его вывод о «несомненном культурно-генетическом родстве населения региона, оставившего памятники бобровского и обручевского этапов» . К сожалению, в последующих работах А.Д.Таирова данный тезис не получил дальнейшего развития, а само наличие бобровских памятников только констатировалось.

Данная ситуация, во многом обусловленная рядовым рангом исследованных погребений, затрудняющим какие-либо обобщения, прямо сказалась на «игнорировании» бобровского этапа в истории южноуральских кочевников, когда точкой отсчета рассматривалась середина—вторая половина Vl в. до н.э., т.е. время появления в регионе «савроматов» .

Представляется, что исследованные в последние годы в Южном Зауралье сакские и близкие им памятники в определенной мере можно расценивать как искомое «недостающее звено», а полученные материалы помогут преодолеть затянувшееся состояние «молчаливого ожидания» в современном сарматоведен ии.

Все 5 рассматриваемых курганов расположены очень компактно в узкой горной долине р.Уртаза, вблизи ее выхода из восточных предгорий хребта Ирендык, к северо-западу от с.Баишево Баймакского района Республики Башкорстан3. В ландшафтно-географическом отношении Баишевская долина принадлежит подпровинции восточных хребтов и расчлененных предгорий горно-лесостепной провинции Южного Урала и занимает самую южную часть ее Уртазымско-Узункульского округа, характеризующуюся сильно остепненным грядово-мелкосопочным рельефом .

Курганный могильник Юмаш-Тау, состоящий из двух курганов и поминальной выкладки, расположен на первой надпойменной террасе левого берега р.Уртазы в месте выклинивания Баишевской долины. К этому же могильнику формально отнесен еще один курган, находящийся в 120 м к ВЮВ от первых двух курганов, на более высоком мысу террасы. Одиночные курганы Манхар I и 2 находятся в 0,9 км ЮЮВ от могильника Юмаш-Тау, на соседних горных мысах левого берега р.Уртазы. Высота мысов от подошвы достигает 25-30 метров.

По особенностям конструкций и погребального обряда все исследованные курганы, несомненно, относятся к близкородственному населению , вероятно, к одной группе кочевников, на протяжении некоторого времени использовавшей Баишевскую долину в качестве своих пастбищ.

Для правильной датировки к. I Юмаш-Тау важно учесть, что, во-первых, во всем поясе Евразийских степей медапевидные зеркала подобного типа комплексах; напротив, все известные относятся к V-IV вв. до н.э. и даже более позднему времени; во-вторых, тальковая зауральская керамика появляется в погребениях зауральских кочевников не ранее второй половины — конца Vl в. до н.э., а основной пик ее распространения приходится на Vнач. IV вв. до н.э. Таким образом, наиболее вероятным временем сооружения кургана является V век до н.э.

Датировка кургана 2 могильника Юмаш-Тау по всему комплексу инвентаря должна быть ограничена Vl — началом V вв. до н.э. Во-первых, более ранние дисковидные зеркала с петлей на обороте имеют, как правило, больший диаметр, значительно более массивны и петли их, в основном П-образные. Постепенное изменение форм подобных зеркал как
Всего в Баишевской долине известно около двух десятков каменных курганов, которые по особенностям своего расположения и внешнего вида могут быть предварительно отнесены к раннему железному веку .

раз приходится Ha VI — начало V вв. до н.э. . Вовторых, упрощенная форма клювовидного жертвенника имеет ближайшие аналогии не в классических уйгаракских, тагискенских и сакарчагинских экземплярах, а в жертвенниках «треугольной» и подклювовидной формы иэ Северного Казахстана, таких, как происходящие из к. 7-8 и особенно к.4 могильника Улубай . Возможно, что упрощение клювовидности формы жертвенника свидетельствует о ее сближении с ладьевидными образцами и является хронологическим признаком. В-третьих, значительная близость первого и второго юмаштауских курганов по погребальному обряду и проявлениям особой сакральной значимости юга, как представляется, свидетельствует об их близких хронологических позициях и, соответственно, не позволяет значительно удревнять время сооружения последнего.

2 года назад

Добавить комментарий