В поход на этот перевал мы вышли до рассвета…

05/07/2013

Ущелье Санатиком было еще в тени. По форме оно напоминает гигантское корыто или трог с плоским широ ким дном и крутыми склонами. Тропа сначала, 2—3 км, проходит по дну ущелья, вдоль реки. Солнечные лучи; постепенно проникают в ущелье, прогоняя ночную тьму. Склоны становятся зеленее, цветы — ярче. Чистый, удивительно легкий и прохладный воздух бодрит и ДЄ-‘ лает путешествие необыкновенно приятным. Только на 5 километре тропа начинает петлять, взбираясь к перевалу. Подъем становится ощутительнее. Крутые участки сменяются более пологими. Летом по этой тропе каждый день проходит группа туристов Всесоюзного’ 44-го маршрута, поэтому она хорошо протоптана.

Последний и особенно крутой участок преодолевается с большим трудом и в очень медленном темпе. Чаще делаем остановки для передышки. Ho вот и,перевал! Это — узкая седловина на остром, как пила, гребне Водораздельного хребта. Абсолютная высота его почти 3000 м (2991 м). Свежий ветер приятно освежает, разгоряченные лица. Дышится легко и свободно. Усталости как не бывало. На уровне с нами гигансткие волны, хребтов с седыми гребнями, вздыбленные и застывшие в величавом безмолвии. Над ними белеют вечными снегами высочайшие вершины Бокового хребта — Казбек, Майли-хох, Джимарайтхох, Тепли, . Адайхох……….

С ярко освещенного перевала только что пройден-» ное ущелье кажется темным и мрачным. Оттуда снизу несутся один за другим обрывки облаков, предвё; щая непогоду. Пока мы фотографировали, облака’ окутали перевал плотной пеленой. Нужно было, торапиться со спуском. Он оказался очень крутым и,утоми:
тельным. Только через два часа мы были в живописной долине реки Рокдон (главного истока Б. Лиахви), вблизи селения Земо-Роки (16 км от Заки), где и остановились на ночь.^ От Земо-Роки до Джавы — последний и самый длинный пеший переход (около 40 км). Хорошая автогужевая дорога идет по узкому карнизу вдоль р. Б. Ли ахви среди роскошного смешанного леса. Джава — ! высокогорный курорт. -—
На Мамисон!
Возвратившись из Hapa в Зарамаг, мы продолжали свое путешествие по Военно-Осетинской дороге.

Теперь нам предстояло преодолеть самую трудную перевальную часть пути — от Зарамага до первого населенного пункта за Мамисонским перевалом — Гуршеви, протяженностью около 50 км. Она занимает у туристов обычно 2 дня.

За Зарамагской котловиной Военно-Осетинская дорога проходит по широкой древней долине Мамисондона, извиваясь гладкой лентой высоко по ее левому склону. Река течет глубоко внизу, петляя и разделяясь на отдельные рукаваГоры и здесь сложены юрскими глинистыми сланцами, легко поддающимися размыву. Поэтому вершины их сглажены, склоны сравнительно пологи. Они покрыты зелеными альпийскими лугами, разукрашенными яркими узорами цветов. На противоположном, правом затененном склоне долины местами растут низкорослые сосново-березовые леса.

Через 5 километров на широкой левобережной террасе Мамисондона показываются приземистые домики и сторожевые башни селения Тиб. Недалеко от него, не доходя 1 км, находится минеральный источник с холодной и очень приятной на вкус водой (типа Боржоми).

За Тибом долина Мамисондона имеет форму свежего хорошо выраженного трога, загроможденного моренным материалом. В Мамисондон впадает справа река Халаца, берущая начало на склонах горы Халаца
(3941 м) — одной из высочайших вершин Главного Водораздельного хребта.

Дальше дорога проходит мимо полуразрушенных селений Тли и Калиат, жители которых уже давно переселились на предгорную равнину. На дне долины, глубоко внизу, виднеется живописное селение Лисри с многочисленными сторожевыми башнями. За ним расположены еще три небольших селения на расстоянии одного-двух километров друг от друга: Камсхо, Калаки и Згил. Вблизи каждого селения находится два-три минеральных источника углекисло-железистого состава. Самый мощный из них, с дебитом до 140 тысяч литров в сутки у с. Згил. Здесь происходит слияние двух главных истоков Мамисондона: реки Зымагондон, берущей начало в ледниках горы Халаца (с юго-востока), и реки Бубидон, стекающей со стороны Мамисонского перевала.

2 года назад

Добавить комментарий