В 2006 году Казахстан праздновал 15-летие независимости.

За короткий исторический срок, равный по итогам столетиям, страна успешно преодолела экономический кризис, доказала способность к государственному управлению, создала прочные основы демократии, внешней политики, сохранив при этом самобытность культуры и уважение к истории. Выступая на величайшем празднике — 15-годовщине независимости, Президент Н.А. Назарбаев торжественно заявил: «Главным результатом нашей четкой и выверенной стратегии действий, сплоченной работы команды единомышленников, самоотверженного труда и широчайшей поддержки наших соотечественников стало то, что казахстанская государственность полностью состоялась!»

Новая государственность вобрала в себя все лучшее и передовое из прошлого. Так, в традиционном казахском обществе высоко ценились мир и согласие между людьми, соблюдение законов и обычаев жизнеобеспечения государства, мудрость и дальновидность правителей. Геродот казахской истории А.И. Левшин в начале XIX века с изумлением писал: «Все соседи киргиз-казаков управляются или монархическим или деспотическим правлением, все родственные им народы живут в рабстве, достойном сожаления, а они почти совсем не знают подчиненности, у них не существуют даже ни имя подданного, ни имя владельца. Явление очень любопытное для политиков».

Политика Президента и созданная под его руководством государственность удачно раскрыли потенциал степной демократии. В том, что в современном Казахстане 130 национальностей и более 40 религиозных конфессий объединено одной исторической судьбой и общими целями, главная заслуга принадлежит казахам.

Мужественно преодолев тяжелое экономическое, идеологическое, демографическое наследие советской эпохи, казахи ныне превратились в государствообразующую нацию, не допуская в то же время ущемления прав иноэтнического населения по религиозным, национальным и языковым признакам. Государствообразующий потенциал казахов и расширение функций государственного языка положительный импульс получили, в частности, и от возвращения соотечественников на историческую Родину.

Государственность, как живой организм, подвержена изменениям. Она не может раз и навсегда находиться в состоянии статики. Хотя ее «самочувствие» зависит от множества факторов, давно установлено, что решающую роль среди них играет совершенствование механизма сдержек и противовесов в системе власти. В этой связи трудно переоценить значение конституционной реформы 2007 года. Она означает начало эволюционного перехода от президентской формы правления к президентско-парламентской.

Согласно изменениям в Конституцию увеличилось число депутатов в Парламенте; по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия акиму. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы теперь назначаются на должность Президентом с согласия маслихатов. Ассамблея народа Казахстана получила конституционный статус. Сегодня она представлена в Мажилисе девятью депутатами, в верхней палате — восемью сенаторами.

Конституция еще раз подтвердила, что одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики Казахстан не более двух раз подряд. Данное ограничение не распространяется на первого Президента. Тем самым выражено признание заслуг Н.А.Назарбаева в новейшей истории страны, роли лидера в возрождении казахстанской государственности. Комментируя содержание статьи 42 Конституции, где установлены норма о двух сроках и дополнения, политологи, ученые и государственные деятели приводят в пример автора «Сингапурского чуда» Ли Куан Ю, более 30 лет правившего страной, или Ф.Рузвельта, четырежды избранного Президентом США. Нельзя забывать и свою историю. В казахском государстве на ханском троне Хакназар находился 42 года, Есим — более 30 лет, Тауке — 38 лет. Все они вписали славные страницы в Отечественную историю, их имена овеяны легендами народной любви.

Ограничено применение смертной казни, теперь только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, и за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время. Это изменение в Конституцию учитывает, на первый взгляд, рекомендации международных организаций, по существу — соответствует духу и букве «Жет Жаргы» — Свода законов традиционного казахского общества, выработанного при хане Тауке и заменившего смертную казнь выплатой куна.

2 года назад

Добавить комментарий