Усуньский правитель продолжал именоваться (присвоенным ему Модэ) хуннским титулом «гуньмо».

Родовые князья усуней именовались «беками», что и значило — «князь», а князья из царствующего рода (как и у хуннов) именовались уже «великими князьями», которое на их языке соответствовало слову «усунь-бек» или «узун-бек». Где слово «узун» означало — «большой» или «великий».

После захвата усунями Согдианы, по названию племенной знати завоевателей, именуемых — «узун-беками», некоторые сакские племена Согдианы впоследствии стали именоваться «узбеками» или «сак-усунями», являясь подданными усуньского «гуньмо» (усуньского царя).

К началу нашей эры Усунь стала распадаться на мелкие княжества, постепенно растворяясь среди предков узбеков и казахов. К примеру, в 11 году до н. э. только один из усуньских беков, утеснённый китайцами, увёл к предкам казахов (кангюйцам) 80 тыс. усуней. Вероятнее всего, так поступали и другие усуньские князья (беки) переходя в подданство к согдийцам или кангюйцам. Очевидно, поэтому-то в дальнейшем почти исчезают упоминания об усунях. Последнее упоминание об усунях встречается в 436 году н. э., где сообщается, что одно из племён усуней проживало на западных отрогах Тянь-Шаня. К этому времени усуни стали так малочисленны, что на них уже никто не обращал внимания. Последние их остатки, видимо, окончательно смешались с согдийцами (сакскими племенами). Высокорослые потомки усуней, именующиеся теперь уже узбеками, до сих пор встречаются среди горных жителей Самаркандской области Узбекистана.

Усуни, с течением времени, смешались с кангюйцами и сакскими племенами, обособились от чувашей (чешисцев), сложившись в другую (чем предки чувашей) ветвь тюркоязычных племён, не являющуюся целью наших изысканий.

Наныпаня как осколок тюрко-огурских серов (жунов)61, проживавших до «потопа» в оазисах Турфана. О древности усуней подтверждают и китайцы, которые ещё в VII-ом веке до н. э. предгорья Наныпаня, уже в те времена, именовали «древней усуньской землёй».

В конце Ш-го века до н. э. юэчжи захватили оазисы Турфана. Далее в изложении материала мы должны несколько повториться.

Часть усуней во главе со своим государём и малолетним сыном отступила к хуннам. Усуньский государь в стычке с хуннами был убит, а его двухлетний сын, рожденный в 176 году до н.э. стал воспитываться в ханской ставке Модэ, с присвоением ему хуннского титула «гуньмо», что первоначально означало «молодой царь» (царевич), закрепившись впоследствии как официальный титул усуньского царя.

У Модэ была цель — во что бы то ни стало вернуть хуннам, занятые юэчжами оазисы Турфана и Илийской долины и возродить там свои прежние зерновые житницы. Для выполнения намеченной цели, бежавших к нему усуней, Модэ временно поселил на землях алтайских савиров и стал их готовить, совместно с предками чувашей, для будущего заселения оазисов Турфана и Илийской долины, поставив во главу их молодого усуньского «гуньмо» (государя), воспитанного для этой цели в ханской ставке Модэ.

Первоначально молодой «гуньмо» охранял лишь границы Хунну, а когда он возмужал и набрался опыта на пограничной службе, сын Модэ — Лаошань (после смерти отца) разрешил ему отомстить юэчжам за захват ими усуньских земель. Молодой «гуньмо» вторгся в Илийскую долину и прогнал отсюда юэчжей, начав вместе с чувашами (шупашами) осваивать плодородную Илийскую долину.

Модэ был не только храбрым полководцем, но и дальновидным политиком, планируя переселение земледельческих племён в Илийскую долину и оазисы Турфана. Он не ограничивался освобождением от юэчжей только Илийской долины. Следующей его задачей было освобождение от юэчжей и оазисов Турфана, куда он хотел переселить племена предков чувашей. С тем, чтобы искусные земледельцы не тратили своё время на другие цели, он запретил им заниматься скотоводством, а специально прикрепил к ним воинственное скотоводческое племя «пулу» (пулэй) для обеспечения их продуктами скотоводства и надлежащей защиты.

В 174 году до н. э. Модэ умирает и завещает эти свои планы осуществить своему сыну Лаошаню, который и приступил к незамедлительному выполнению завещания своего отца.

В 174-165 годах до н. э. юэчжи были разгромлены Лаошанем, а их правитель Кидолу был убит в сражении, и юэчжи больше не помышляли о возобновлении войны с хуннами.

2 года назад

Добавить комментарий