усиления экономического фундамента Казахстана

Важно отметить, что по мере усиления экономического фундамента Казахстана Глава государства всё более чётко и рельефно выдвигает задачу проведения сильной социальной политики. По мнению Н.А.Назарбаева, постоянное улучшение социального самочувствия казахстанцев, всех слоёв и групп казахстанского общества, является, и будет оставаться на первом плане государственной политики. Стандарты качества жизни должны стать эффективным рыночным инструментом развития человеческого капитала и социальной модернизации Казахстана, не приводя при этом к росту иждивенческих настроений. При этом особое внимание уделяется созданию новых рабочих мест, вовлечению всего трудоспособного населения в экономическую деятельность, а также повышению уровня жизни социально незащищённых слоёв населения.

В частности, трёхлетний бюджет (2008-2011 гг.) должен обеспечить:

-увеличение относительно 2007 года в целом средних размеров пенсий в 2,5 раза к 2012 году, в том числе в 2009 году — на 25%, в 2010 году — 25% и в 2011 году — на 30%. При этом к 2011 году размеры базовых пенсионных выплат должны вырасти до 50% от размера прожиточного минимума;
-увеличение размеров государственных социальных пособий и специальных государственных пособий с 2009 года — в среднем ежегодно на 9%;
-поэтапное увеличение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком по достижению им одного года в 2010-2011 гг. до уровня, превышающего размеры пособий 2007 года в среднем в 2,5 раза;
-увеличение с 2010 года размера единовременных пособий на рождение четвёртого и более ребёнка более чем в 4 раза по отношению к 2007 году;
-повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с поэтапным её приближением к двукратному уровню к 2012 году, в том числе в 2009 году — на 25%, 2010 году — на 25% и в 2011 году — на 30%;
-в 2009 году предполагается увеличить ежегодную квоту для переселения на историческую родину оралманов на 5 тысяч семей, довести до 20 тысяч семей в год .

Правда, и сегодня есть скептически и критически настроенные оппоненты, которые не вполне довольны социальной политикой государства, настаивают на более объемных и масштабных вливаниях, требуют привлечения средств национального фонда в этот процесс и т.д.

В целом стратегия экономической модернизации, предложенная Главой государства, на практике показала свою эффективность и жизнеспособность. По мере укрепления экономического фундамента государства, эта стратегия видоизменялась и наполнялась новым содержанием, новыми задачами и приоритетами. Но при этом неизменной оставалась цель создания социально ориентированной рыночной экономики, без которой не может быть ни настоящего гражданского общества, ни развитого среднего класса — станового хребта демократического строя.

Политическая модернизация. Принцип «сначала экономика, потом политика» не следует трактовать слишком упрощённо. На практике это две взаимосвязанные задачи, и речь идёт лишь об определённом смещении центра тяжести, а не об очерёдности решения проблем экономической и политической модернизации. Как свидетельствует жизнь, с первых дней независимости в стране шли процессы политической модернизации, имевшие свои специфические черты, вытекавшие из своеобразия Казахстана и достигнутого им уровня политического развития.

В этой связи важное методологическое и практическое значение имеют некоторые основополагающие принципы политической модернизации, которые были сформулированы и применены на практике Первым Президентом Республики Казахстан.

Главной целью политических преобразований в Казахстане является, по словам Н.А.Назарбаева, «движение к такой современной демократической форме власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность в стране и обеспечивая все конституционные права и свободы наших граждан» .

2 года назад

Добавить комментарий