Участие Казахстана в Содружестве Независимых Государств (СНГ)

Участие Казахстана в Содружестве Независимых Государств (СНГ) имело большое значение для его внешней политики и процесса становления в качестве суверенного государства, особенно в первой половине 1990-х гг. В дальнейшем место многостороннего сотрудничества занял двусторонний уровень. С начала 2000-х гг. отчетливо проявились различные внешнеполитические и геополитические ориентации его участников. Тем не менее, Казахстан всегда оставался активным сторонником интеграционных процессов на пространстве СНГ в различных формах. В системе обеспечения безопасности Казахстана важная роль отводится Договору о коллективной безопасности (ДКБ), который был заключен в Ташкенте 15 мая 1992 года. На юбилейном московском саммите ДКБ в мае 2002 г. Казахстан поддержал идею президента РФ В.Путина по преобразованию ДКБ в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Отдельно следует сказать о политике РК в области безопасности и роли Первого Президента. Большинство вопросов национальной безопасности регулируется и решается принятыми с 1991 по настоящий день 16 законами Республики Казахстан или указами Президента республики, а также 32 международными соглашениями и договорами, подписанными и ратифицированными парламентом Казахстана 3. Большинство законодательных актов, принятых в Казахстане и касавшихся обеспечения военной безопасности, носили декларативный характер. В этом смысле более эффективными были указы президента, которые выполнялись более оперативно, потому что носили характер непосредственной директивы главы государства своим подчиненным. Существенно лучше обстояло дело с международными договорами и соглашениями в области безопасности, участником которых выступал Казахстан, поскольку они предполагали международный контроль за их выполнением.

К наиболее важным документам следует отнести Договор о коллективной безопасности от 1992 г., дополненный в 2003 г. соглашением о создании Организации ДКБ, т.е. ему были приданы черты военного блока по примеру Северо-Атлантического альянса. Большую роль в безопасности Казахстана сыграли соглашение с США о выполнении обязательств в рамках СНВ-1 (1993), Хартия о демократическом партнерстве (1994), Договор о военном сотрудничестве с Россией (1994), о гарантиях МАГАТЭ (1994), Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Республики Казахстан к Договору о нераспространении ядерного оружия (1994), Шанхайские соглашения (1996-97), соглашение с Россией о разграничении дна северной части Каспийского моря (1998), соглашения в рамках ДКБ по коллективным силам быстрого развертывания (2000-01), документы ШОС по борьбе с терроризмом (2000-03) .

Легко заметить, что международные договора и соглашения, стороной которых выступает Казахстан, отражают динамику реагирования на изменение международной обстановки и возникновение различных внешних угроз. Характерно, что Казахстан, как правило, не являлся пассивной стороной или объектом процесса инициирования тех или иных соглашений, а занимал активную позицию на международных переговорах и консультациях в сфере безопасности. Это положение обеспечивалось благодаря эффективному Совету Безопасности, а также участию со стороны общественного мнения, СМИ и парламента.

Казахстан представляет собой республику президентского типа, в которой верховным главнокомандующим является глава государства

-Президент. Он несет полную и окончательную ответственность за безопасность страны, состояние вооруженных сил, разработку доктрины безопасности, реформирование армии и осуществляет верховный контроль над вооруженными силами. Большую роль в гражданском контроле над вооруженными силами в Казахстане играют средства массовой информации.

В настоящее время в Казахстане проводится большая работа по четкому разграничению ответственности между военными и гражданскими должностными лицами и учреждениями при решении вопросов внутренней, внешней и оборонной политики. Главной юридической гарантией подчинения военных гражданскому обществу является тот факт, что президент является Главнокомандующим Вооруженными силами страны. В Министерстве обороны Казахстана применяется практика западных стран по использованию гражданских специалистов в решении вопросов финансирования армии, развития оборонной промышленности и закупки вооружений. Как планировалось Правительством и Министерством обороны, доля гражданских сотрудников в военном ведомстве возрастает.

2 года назад

Добавить комментарий