Уастырджи и его владения

05/07/2013

Из Цейской туристской базы мы сделали две экскурсии в один день: к Рекому и на Сказский ледник.

Редкий археологический памятник осетинского народа — знаменитое святилище Реком находится на левом берегу Цейдона, в 1,5 км выше первого дома отдыха. Тропинка к нему идет через густой и темный лес. Он похож на субтропический, благодаря множеству рододендронов и азалий, образующих густые заросли. Громадные буки и сосны поросли мхами и лишайниками, много высоких папоротников. В этом лесу даже в солнечный день темно и прохладно. Щебетания птиц не слышно. Лишь изредка ударит клювом дятел по стволу векового бука или щелкнет щур и сразу умолкнет.

Раньше в этих лесах водилось много разных зверей— медведей, диких коз, туров, оленей, лисиц, горностаев. Теперь их здесь не увидишь, слишком много людей.

Тропинка проходит мимо двух маленьких деревянных капищ-святилищ, или родовых дзуаров — «мадымайрам». Вскоре выходим на красивую лесную поляну, посреди которой стоит старая, потемневшая от времени часовня. Это и есть Реком. По внешнему виду он похож на простую деревенскую избу, сложенную из хорошо обтесанных бревен с деревянной крышей.

Реком был построен 800 лет назад, в XII веке, в честь покровителя диких зверей и охотников — Уастырджи, или святого Георгия. По преданию, все окружающие леса и ущелья с обитающими в них животными принадлежат Уастырджи. Многие верили, что от почитания Уастырджи всецело зависит успех охоты. Отправляясь на охоту, обязательно заходили в Реком помолиться Уастырджи — попросить из его стада одного «бедного» оленя или козла. После удачной охоты Уастырджи благодарили, угощали всех встречных частью добычи, а в Реком приносили рога убитых животных. Считалось, что иначе Уастырджи не даст больше удачи на охоте.

Часовня с северной стороны сильно вросла в землю, а с южной к ней примыкает маленькая деревянная пристройка с тяжелой дубовой дверью, окованной железом. Снаружи, у стен часовни, и внутри ее лежат многочисленные рога и черепа животных, преимущественно оленей и туров. Всё это — приношения и дары Уастырджи. Они считались неприкосновенными и поэтому их накопилось здесь очень много.

Первоначально часовня была капищем языческого божества, но со временем в ней появилась икона, и сейчас этот памятник — живой свидетель тех времен, когда язычество, постепенно уступая христианству, переплелось с обрядами новой религии.

Около Рекома ежегодно в августе устраивались большие моления с христианским богослужением. Одновременно тут же производилось заклание белых быков и баранов, т. е. происходили языческие жертвоприношения. В огромных котлах варили пиво. После моления устраивали пиршества, состязания в стрельбе, скачки и танцы. До поздней ночи у костров пели песни и танцевали лезгинку. На эти празднества съезжались жители даже из самых отдаленных и глухих уголков Осетии. Реком чтили настолько, что, приближаясь к нему, люди еще издали снимали шапки и всегда спешивались.

Над Рекомом поднимаются гранитные скалы левого склона Цейского ущелья. Несмотря на большую крутизну, они почти до вершин поросли сосновым лесом. Подножия их до высоты 60—80 м над Рекомской поляной хорошо отшлифованы и очень напоминают бараньи лбы. Очевидно, здесь когда-то надолго останавливался ледник, двигавшийся вниз по Цейскому ущелью. Следы его шлифовки и полировки отчетливо сохранились на гранитных скалах. О длительном пребывании здесь ледника свидетельствует и значительная ширина ущелья, достигающая в этом месте не менее 500 м. Это обширная, покрытая лесом горная котловина. Бараньи лбы находятся как раз против Сказского ущелья. Поэтому мы решили взобраться на них, чтобы оттуда сфотографировать Сказский ледник.

2 года назад

Добавить комментарий