Тщательно измерил я только 13 взрослых мужчин.

Однако, все тахтаджи, которых я вообще видел, были без исключения очень смуглыми, с черными глазами, которые никогда не были светлее, чем Мартин пять или даже очень часто могли быть сгруппированы около Мартин четыре. Я никогда не замечал, даже у самых маленьких детей, светлых волос. У этих исследованных мною 13 мужчин отмечена чрезвычайно сильно выраженная «чернота» волос. Индексы головы колеблются между 82 и 91, с арифметическим средним в 86 и с наибольшей плотностью также у этой цифры. Индексы лица простираются от 80 д 96, однако, при этом очень различны; индексы 85 и 86 встречались вместе пять раз, а индексы 89 и 90 четыре раза. Замечательны большие цифры, которые выяснились в результате измерения высоты черепной коробки. Высота черепа над слуховыми органами в шести случаях достигала цифры между 140 и 150. Точно также следует отметить, чрезвычайно плоскую поверхность задней части головы. Черепа тахтаджей очень трудно достать. Здесь воспроизведен очень типический. Он также выделятся своей широтой, короткостью и чрезвычайной высотой, а также плоскостным строением задней части головы.

В то время как тахтаджи живут в уединенных горах Ликии, в городах Ликийского полуострова, в особенности в Эльмали, живут люди под названием «бекташ», которые могут быть сравниваемы с ними более чем в одном отношении. Правда, в этих местах попадаются нищенствующие монахи, с очень дурной репутацией, называемые также «бекташ», и в действительности, может быть, состоящие в какой-нибудь связи с теми бекташами, о которых я здесь скажу несколько слов. Остальное население этой местности и политические власти считают их явными сектантами и приравнивают к тахтаджам. Внешне они стараются прослыть настоящими мусульманами, однако, пьют вино, не придерживаются общепринятых постов или, во всяком случае, делают только вид будто они постятся. Один каймакам из Эльмали, который по делам службы очень интересовался этими людьми, назвал их мне в 1882 г. «полухристианами». Путешествующих европейцев, которым вообще отводят квартиры у греков и армян, в Эльмали обычно помещают у богатого бекташа, под предлогом будто «родственности религий». А в действительности же потому, что неизбежное беспокойство, которое он вносит в этот дом, будет значительно меньше, чем в мусульманском, в котором женщины должны будут закрывать лица чадрой перед посторонним. Во всяком случае, я много раз пользовался гостеприимством бекташей и узнал их, как приличных, умных и любезных людей. Их связь с оборванными, грязными, пьянствующими и цинически низменными нищенствующими монахами того же имени для меня не совсем ясна. Последние ведут свое происхождение от родившегося в деревне Бекташ около Конии хаджи-Бекташи-Вели и стоят в некоторой слабой связи с теми «лающими дервишами», фантастичные и дикие представления которых во многих городах Переднего Востока пользуются большим вниманием и ищущих диковинок туристов. Они не имеют никакого соматического единства между собой, и среди них попадаются цыгане, курды, персы и даже отдельные индусы; напротив, оседлые бекташи, с которыми я познакомился в Ликии, представляют собой совершенно обособленную соматическую группу.

Я измерял 40 таких бекташей. Индекс головы у них колеблется между 84 и 89, индекс высоты уха между 74 и 83 и индекс лица между 75 и 96, с явной наибольшей плотностью около 86.

Мне не удалось проникнуть в тайны их верований, но их правоверные соседи в Эльмали неоднократно рассказывали мне, что они так же, как тахтаджи, признают переселение душ, считают нечистыми зайцев и индюшек и не любят упоминать имя черта. Сами они во всех случаях совершенно отрицали кажущееся присутствие в их верованиях неисламских элементов. Они признавались только в том, что не делают обрезания своим мальчикам. Однако они подчеркивали, что они постятся 14 дней в месяца Моххарем, и что их регулярно призывают на военную службу, так что уже по одному этому они вовсе не «китабсиз» (без священного писания, т. е. без Корана). Обвинение в оргиастическом богослужении при лунном свете, а также нелепое, но распространенное мнение об их принадлежности к «тем, кто тушит свет», они, естественно, энергично отрицали.

2 года назад

Добавить комментарий