Три монастыря

04/10/2012

Три монастыря: Суздальский, Владимирский и Киржачский, — сохранили в Холуе свои земельные наделы и варницы, только часть солеварен Троице-Сергиева монастыря была передана Пожарскому. А именно варницы Орёл, Усолка, место варницкое Кунаво, Хорошово. Эти варницы долгое время числились в споре с монастырём.

Этот спор князей Пожарских с Троице-Сергиевым и Благовещенским Киржачским монастырем разрешился только в 1667 году, о чём свидетельствует грамота: «Се яз околничей князь Иван Дмитриевич Пожарский… в вотчине моей в Холуйской слободе старинного Троице-Сергиева и Благовещенского Киржачского монастыря соляного промысла на правой стороне реки Тезбы, на которой стороне стояли мои… варницы, монастырского солеварного двора места да трех варничных мест, варницы Кунаты, да варницы Новика, да варницы Хорошавы, да к тем варницам трёх труб россольных, и амбарных мест, и дровяных кладбищ и сенных покосов… не ходя в суд, договорились в том монастырскому искузделатьсяполюбовно без суда…»6. Иван Дмитриевич по этой грамоте кроме варниц отдает места для амбаров и солеварного двора, места для покосов, разрешает искать новые места для варниц. Правда оговаривая при этом некоторые условия: «А отыскивать им властем того в пустых монастырских же трубах (трубой называлась рассольная скважина — М.П.) или промеж тех пустых труб на старых усольных местах подле моих труб и варниц, кроме крестьян моих усадьб и дворов и огородов и кроме моих труб из которых ныне в моей варнице росол носят и соль варят…» И.Д. Пожарский в той же грамоте повелел построить мост, который сейчас не сохранился, а расположен был у часовни Александра Невского. «Да им же Троицким бобылям от своей слободки к монастырскому двору через р. Тезу зделать мост, повольно ж и по своей и по моей земле проезд троецким старцам и слугам, и крестьянам к варницам и к монастырскому двору от слободки давать мне свободно ж безо всякия зацепки». Этот мост должен был носить второстепенное значение по отношению к главному княжескому мосту, по которому шли основные товары. «По тому мосту большой дороги Нижегородской не прокладывать и торгу в своей слободке на другой стороне ярмонки не заводить».
Уступая монастырю довольно солидную часть солеварного промысла, князь продолжал владеть также немалой частью. По-видимому, промысел был довольно богатым и прибыльным. Соль могла быть наравне с драгоценными дарами, иконами, святынями, церковной утварью вкладом в монастырь. Так, в древнем синодике Золотниковской Успенской пустыни, расположенной в Суздальском уезде, есть такая запись: «Генваре 29 дня пожаловал в дом Пресвятой Богородицы боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский с своими детьми князьями Петром да Иваном Дмитриевичами по своих родителех по рогоже соли с году на год беспрерывно и грамоту свою дал за своею рукою и печатью своею». Похоже, что эта соль была из Холуя. Рогожей в грамоте именуется тара, в которой поставлялась соль.

2 года назад

Добавить комментарий