Торговля на едином рынке

В Европейском Союзе убеждены, что упрощение правил торговли между государствами-членами ЕС дает им преимущества по отношению к третьим странам. Благодаря единому рынку развитая межгосударственная специализация позволит эффективнее использовать имеющиеся в Европе ресурсы и сократит расходы. Уменьшение торговых ограничений между государствами ЕС не приводит к специализации стран на определенных сферах, например, на производстве вин или автомобилей. Страны специализируются, скорее, внутри определенных отраслей. Например, сборка автомобилей не происходит от начала до конца в данной стране. Разные страны специализируется на разных этапах производства автомобилей. У предпринимателя, действующего на рынке нескольких государств, больше возможностей избежать рисков, связанных с экономическими подъемами и спадами.
Мощный толчок свободному движению товаров внутри ЕС дало судебное разбирательство по поводу запрета продажи в Германии французского ликера Cassis de Dijoni. По германским законам, ликер должен содержать не менее 25% алкоголя, в то время как во французском ликере — менее 20%. Запрет на продажу продукции из другой страны можно ввести только в целях защиты здоровья населения данной страны. Европейский Суд решил, что французский ликер не является более опасным, чем произведенные и реализуемые в Германии ликеры. Данное судебное разбирательство стало основой правила взаимного признания товаров — одного из основополагающих принципов их свободного движения внутри Евросоюза.
Однако, многие государства-члены ЕС под предлогом защиты здоровья своего населения пытались препятствовать свободному движению товаров путем введения различных технических норм и требований. Поэтому одним из фундаментальных условий свободного движения товаров является унификация соответствующего законодательства в странах ЕС. Вначале Европейская
Комиссия пыталась решить данную проблему путем издания подробнейших директив по каждой отдельной технической норме. Это оказалось совсем непростым делом. Министрам было трудно и неинтересно заниматся техническими вопросами. В резуьтате выработка только одной директивы растягивалась на годы, поэтому был выбран другой путь.
В 1990-х годах Европейская Комиссия избрала новый подход. В правовых актах ЕС фиксируются только наиболее важные условия, которым товар должен соответствовать, чтобы свободно двигатся по Европе. Конкретизация требований закрепляется в различных европейских стандартах, которые составляют три инстанции — Европейский комитет по стандартам (European Committee for Standardization, CEN), Европейский комитет по электротехнической стандартизации (European Committee for Electrotechnical Standardization, Cenelec), Европейская конференция по почте и телекоммуникациям (Conference of European Postal and Telecommunication Administrations, CEPT). При соответствии товара европейским стандартам нельзя более ссылатся на необходимость защиты здоровья населения или другие причины. Соответствие товара евротребованиям контролируется в стране-производителе. Товар маркируется знаком СЕ, который гарантирует его свободное движение по единому европейскому рынку.
Государства-члены ЕС должны направлять свои новые требования в Европейскую Комиссию, которая проверяет их соответствие евростандартам.
Эстония сталкивается с серьезными проблемами в сфере евростандартизации. Очень сложно в сжатые сроки перевести на эстонский язык все правила, нормы и требования Евросоюза. В то же время стандартизация стабилизирует экономику, уменьшает возможности спекуляции и связанного с этим быстрого обогащения.
Степень свободы движения товаров можно отследить по ценам. При отсутствии вмешательства в рыночные отношения цены во всех странах должны быть одинаковыми. По данным Европейской Комиссии, в 1998 году цены в государствах-членах ЕС различались в целом примерно на четверть. Большинство случаев разницы в ценах обусловлены суммами налогов, прежде всего, это касается налога с оборота и акцизного налога. Фактор доходов населения в разных регионах существенно на разнице цен не сказывается.

2 года назад

Добавить комментарий