Также и второе из упомянутых здесь течений — антисемитизм — не нуждается в подробном разборе.

Антисемитизм отличается большей нетерпимостью, чем сионизм, но в своих целях и средствах во многом идет с ним параллельно. Что касается частностей и подробностей, то желающего познакомиться с ними можно отослать к литературе и ежедневной прессе. Только относительно крючковатого креста, который теперь в моде, как «арийский» или германский, т. е. в этом смысле значит антисемитский, символ, здесь нужно дать краткое объяснение. Невинным пособником в этом был первоначально наш добрый Шлиман, который раньше, чем его привлек для Берлина Рудольф Вирхов, духовно всецело ориентировался на Париж. В Париже Шлиман познакомился с одним очень неважным ориенталистом, Эмилем Бюрнуфом, который родился в 1821 году и в то время, то есть приблизительно полстолетия тому назад, играл известную роль. Он был племянником Жан-Луи Бюрнуфа, который по праву славился, как лучший знаток Тацита и Плиния, и двоюродным братом Ежена Брюнуфа, который 60 или 70 лет тому назад считался в Париже большим авторитетом в индийском буддизме, приобрел научную заслугу выпуском Вендидадсаде и заслуживает от нас благодарной памяти, как учитель Макса Мюллера и Гольдциэра. Только его кузен, Эмиль Бюрнуф, кажется, совсем не пошел в своих почтенных родственников и был склонен к легкомысленнейшей фантастике. Некоторое время он состоял директором французской школы в Афинах и по-дилетантски занимался санскритом, сравнительным изучением религий и сотней других вещей. Разыскав этого дилетанта, Шлиман обратился к нему с вопросом, что означает крючковатый крест, сотнями найденный в троянских раскопках.

Насколько слово ргатаг^Иа, обозначающее бурав для добыванья огня, действительно стоит в связи с Прометеем, здесь нет нужды исследовать. Но уже само собой понятно то обстоятельство, что древние индусы знали сверло для добывания огня в точно такой же форме, которая нам известна, как распространенная среди всех первобытных народов по всему земному шару. Очень часто оно состоит из двух простых кругло отесанных палочек, из которых одна лежит на земле и придерживается ногами, а другая ставится перпендикулярно к ней и вращается руками, а в иных местах при помощи шнура. О каком-нибудь особенном типе сверла для добывания огня в древней Индии мы ничего не знаем. Если где-нибудь в нашей литературе находятся указания на это, то они все, несомненно и без изъятия, имеют первоисточником Эмиля Бюрнуфа, взгляд которого стал известен в Германии преимущественно из книги Шлимана. Приблизительно десять лет тому назад, в Лейпциге, один ловкий и изобретательный торговец пустил в продажу облатки для склеивания с изображением большого крючковатого креста и надписью «Arierblut h?chstes Gut» (Арийская кровь высшее благо).

2 года назад

Добавить комментарий