Свидетельством неординарного подхода Первого Президента

Свидетельством неординарного подхода Первого Президента к проблемам модернизации и реформирования Казахстана стал продемонстрированный им новый подход к целеполаганию и стратегическому планированию в целом. Разрабатывая собственную стратегию модернизации, он использовал не линейную, а обратную перспективу, согласно которой сначала создаётся модель целесообразного и желанного для общества и страны отдалённого будущего, и лишь затем, исходя из этой модели, формулируются задачи на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Не менее важно было выработать алгоритм реформ, найти правильную последовательность модернизационных преобразований, которые бы не просто стабилизировали государство и общество, но и вышли бы на уровень устойчивого и поступательного развития. Кроме того, необходимо было правильно соизмерять идеалы и реальную действительность, задачи и ресурсы, намерения и возможные результаты.

Сегодня, по прошествии значительного времени, можно с уверенностью говорить о том, что Президент и народ Казахстана с честью справились с этими сложными задачами.

Опираясь на здравый смысл, прагматизм и политическую интуицию, Глава государства поставил во главу угла задачу создания прочного экономического фундамента, без которого любые демократические преобразования рискуют остаться поверхностными и нежизнеспособными. В сфере политической модернизации был провозглашен принцип «сначала экономика, потом политика», который, как показала жизнь, полностью оправдал себя.

Некоторые скептически настроенные эксперты видят причину экономических успехов Казахстана в наличии у него огромных природных ресурсов и в удачной конъюнктуре мировых цен на углеводороды. Однако, как показывает практика многих стран, в том числе и на постсоветском пространстве, сам по себе факт наличия природных ресурсов ещё не гарантирует успеха экономической модернизации. В ряде случаев это даже тормозит проведение жизненно необходимых реформ, лишает страну стимулов к дальнейшему продвижению и к совершенствованию экономической политики. Для таких стран резкое падение цен на нефть может обернуться экономической катастрофой.

Казахстан не пытается строить здание национальной экономики на зыбком фундаменте изменчивых цен или на сомнительных путях так называемого «ресурсного национализма». Уже несколько лет страна формирует свой бюджет без опоры на нефтяные деньги. В то же время Казахстан уже не станет (по крайней мере, в ближайшей перспективе) ограничиваться ролью простого регулятора хозяйственной жизни. Государство восстановит и сохранит за собой командные высоты в стратегически важных отраслях экономики, чтобы иметь в своём распоряжении реальные рычаги влияния на социально-экономические процессы.

2 года назад

Добавить комментарий