строительство и ввод в эксплуатацию железнодорожной сети в регионе

В сфере транспорта важными проектами для республики являются: строительство и ввод в эксплуатацию железнодорожной ветки Ахалка- лаки — Карс (Турция), участка на азербайджано-иранской границе Астара — Решт (Иран), а также вынос Бакинского торгового порта за пределы столицы, в город Аляты, расположенный в 70 км южнее от Баку.
Для строительства железнодорожного участка Ахалкалаки — Карс правительством Азербайджана выделены средства на сумму в 400 млн. долларов, в том числе 200 млн. долларов в виде кредита, представленные грузинской стороне на весьма льготных условиях.

Строительство железнодорожной ветки Астара — Решт — Кязвин в реальности свяжет железнодорожную сеть системы транспортного коридора «Север — Юг». Общая стоимость строительства этого участка дороги составляет $400 млн. На территории Азербайджана предполагается строительство участка протяженностью около 8,5 км, который обойдется в $35-40 млн.

Существенное улучшение финансово-экономического положения Азербайджана оказало соответствующее воздействие на инвестиционные возможности республики. В частности, становится реальностью осуществление таких дорогостоящих проектов, как передислокация Бакинского порта, двух нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), судоремонтных и сервисных предприятий за пределы столицы республики. Впервые за последнее десятилетие внутренние инвестиции, доля которых возросла до 54%, превысили величину иностранных.
Инвестиционная «интервенция» шагнула и за пределы республики. К примеру, Государственной нефтяной компанией (ГНКАР) приобретены: нефтяной терминал Кулеви (недалеко от Поти), крупный нефтехимический комплекс «Петким» (Турция), а также несколько десятков АЗС в Грузии, Румынии и Молдове.

На средства ГНКАР планируется также строительство крупного НПЗ в Джейхане (Турция), производственная мощность которого составит 10 млн. тонн в год. По ориентировочным оценкам, стоимость этого завода составит около $4 млрд.

Из отраслей ненефтяного сектора все возрастающей привлекательностью выделяется туристский сектор. Учитывая имеющиеся возможности использования рекреационно-ресурсного потенциала, правительством Азербайджана разработана долгосрочная программа развития туризма в республике на период с 2008 по 2016 год. В рамках этой программы выделены основные зоны развития туризма в республике. Так, например, ведутся работы по созданию крупного горнолыжного центра на севере страны (в Гусарском районе), строительство которого предусматривает выделение средств на сумму около $1 млрд.

Состояние межгосударственных отношений в регионе: разногласия, пути разрешения противоречий и развитие сотрудничества
Существенная разница экономического, военного и человеческого потенциалов между странами Каспийского региона непосредственно проецируется на проводимой ими политике.

В этом отношении особо выделяются Россия и Иран, которые всячески пытаются доминировать в решении проблем освоения ресурсов Каспия и выбора маршрутов прокладки магистральных транспортных коммуникаций, и в первую очередь транзитных нефтегазопроводов.

С этой целью Россия и Иран как региональные державы всесторонне используют имеющиеся рычаги политического и экономического давления на другие страны Каспийского региона. Такой подход наиболее ярко проявляется при обсуждении и разработке энергетических проектов в регионе.

В частности, реализация проектов прокладки нефтепроводов, маршруты которых не проходят через территорию России, воспринимается ею чуть ли не как враждебный шаг. Примерно такое же отношение Ирана можно проследить к реализации крупных международных энергетических проектов в регионе.

Все еще помнят, какая небывалая кампания была предпринята против проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан в СМИ России и Ирана, не говоря уже об оценке всякого рода политиков и экспертов о бесперспективности этого проекта. Несмотря на «ущемление» интересов России и Ирана, ныне мы имеем самый рентабельный трубопровод, перекачивающий каспийскую нефть на европейский рынок.

Не секрет, что с приходом крупных ТНК в регион был достигнут российско-иранский консенсус в вопросе о геополитике на Кавказе и в Центральной Азии.

Однако Россия в этом тандеме пытается игнорировать интересы самого Ирана. Так, для защиты интересов России в Каспийском регионе предлагается «по возможности блокировать невыгодные для России проекты, используя в том числе неурегулированность вопроса о правовом статусе Каспия».

2 года назад

Добавить комментарий