Стрелы с различными наконечниками. Чукчи. Конец XVIII—начало XIX в.

в древке, а затем для укрепления это место обматывалось сухожильными нитками. Этот тип стрел всегда имел оперение, чтобы сохранить ровность полета. Чукотские стрелы с костяными наконечниками отличаются изяществом отделки и прикрепления. Стрелы с длинными железными наконечниками, вероятно, являлись подражанием костяным. Вполне возможно, что на войне употреблялись также и другие типы стрел.
У нас нет сведений, какого типа луки были у юкагиров в древности, кроме того, что во время боев употреблялись специальные луки маленького размера, слабо натягиваемые. Во второй же половине XIX в. у них были распространены как простые, так и сложные луки. Интересно, что простой лук по-юкагирски назывался уорпэдэйэ — «детский лук». Это, вероятно, служит доказательством того, что лишь сложные луки употреблялись на войне и охоте. Подобно чукотскому он делался из двух полос различных пород деревьев (чаще лиственницы и березы), которые склеивались вместе, а затем обклеивались оленьими сухожилиями. В длину лук достигал 164 см, длина тетивы 161 см.

сибирские народности

В юкагирских преданиях упоминаются лишь стрелы с костяными наконечниками. Употребление камня для наконечников не отражено в фольклоре. Стрелы хранились в специальных кожаных колчанах, которые во время походов и промыслов носились охотниками на спине. Воины, согласно преданиям, носили по два колчана.

Ительмены также пользовались подобными типами луков. У С. Крашенинникова имеются ясные указания на распространение у них сложного или усиленного лука: «Сайдаки у них делаются из дерева лиственишного и оклеиваются берестою, а тетивы из китовых жил». Стрелы достигали 50—70 см длины, наконечники делались из камня и кости.

Таким образом, можно с достаточным основанием считать, что у всех народностей крайнего северо-востока до прихода русских, а также и позднее бытовали одни и те же формы лука, возможно, с некоторыми изменениями. Наиболее долго они сохранялись у чукчей и коряков в качестве орудия охоты.

Заслуживает внимания вопрос о применении яда для отравления стрел. Наиболее широко ядовитые стрелы применялись айнами, известно, что их употребляли ительмены и, повидимому, также чукчи и коряки, хотя В. Богораз не нашел у последних об этом никаких упоминаний.

С.Крашенинников и Г. Стеллер сообщают, что, кроме военных целей, ительмены и айны употребляли отравленные стрелы при охоте на крупных морских животных — кита, сивуча. Рана, нанесенная человеку такой стрелой, быстро опухала, и через несколько дней он погибал. Яд добывался из корня лютика. Техника его приготовления была очень проста: корни растения высушивались, затем толклись и смешивались с водой, получался раствор, которым обмазывались наконечники. Обычно для таких случаев айны и ительмены пользовались стрелами с бамбуковыми наконечниками.

С.Крашенинников и Г. Стеллер указывают на то, что отравленные стрелы были известны и другим народностям северо-востока — чукчам, корякам, юкагирам, которые употребляли для этой цели также корни лютика. В показаниях Б. Кузнецкого приводятся следующие сведения относительно чукчей: «А к тому ж те стрелы с обеих сторон мажут из травы, называемой лютика соком». И. Вениаминов пишет об употреблении подобных стрел алеутами.
Приведенные данные позволяют ответить утвердительно на вопрос
оприменении в XVIII в. чукчами и коряками отравленных стрел, но трудно сказать, получали ли они их от южных соседей или изготовляли сами.

Другим не менее важным оружием у всех этих народностей являлось копье. Если лук служил главным образом оружием нападения, то копье выполняло роль оружия защиты.

Первоначально копья были с каменными и костяными наконечниками, но в XVIII в. уже встречаются также и с железными, которые чукчи и коряки получали от русских. Возможно, что единичные экземпляры копий1 с железными наконечниками встречались у народов крайнего

2 года назад

Добавить комментарий