Среди чукчей особое место занимало ношение тяжестей и бег с ношей.

Предания красочно рисуют этот вид тренировки. Вот описание одного яркого эпизода. Герой сказания Эленди тренируется: «По берегу моря бегает, старается прежнее приобрести. Вытащил корягу из песка, в другую руку другую корягу, хочет бежать, но руки слабы еще не оправился. Постоянно ест, постоянно ест, наконец стал бегать попрежнему. Камни и коряги становятся легче и легче; потом как будто их совсем не стало. Так стали легки»7.

Специфические военные упражнения у чукчей состояли в ношения панцырей. К. Мерк пишет, что нередко юноши упражнялись в ношении

панцырей, одевая их на целые дни и следуя за обозом нарт, таща на себе груз. В фольклоре также отражены эпизоды тренировки в панцыре.

У других народов крайнего северо-востока существовала та же система индивидуальной и коллективной подготовки. Очень красочно описана тренировка богатырей в корякском предании «Эмэмкут и богатырь». Юноша Эмэмкут, желая сразиться с вражеским богатырем, заявляет Ворону (отцу) о своем желании, но тот ему отвечает: «Если не будешь силы набираться, лучше и не ходи к нему. Лучше сперва начни набираться силы, а когда наберешься силы, только тогда иди к нему». Юноша следует советам отца. Он начинает поднимать камень, лежащий в тундре. Первоначально не может даже пошевельнуть его, и лишь благодаря тренировке камень становится, «как маленький камышек, на концах пальцев стал подбрасывать его». Затем он проходит еще несколько испытаний. Но этого также оказалось недостаточно, герой не смог осилить богатыря. На выручку ему приходит Ворон. Вот описание тренировки последнего на лыжах. Он усвоил несколько типов лыж и, наконец, начинает упражняться на железных лыжах: «Он надел свои железные лыжи, подбитые камасами, которыми он пользовался еще в юности. Ничем не смог пошевелить, даже глазами и веками. Несколько месяцев прошло, только тогда смог пошевелить веками.. Потом начал ходить на них и бегать. По склону горы, поросшему лиственницей, скатывается, лиственницы приминает, как траву». Только тогда старик отправляется на помощь сыну.
В предании «Сестры» действующими лицами являются женщины, две сестры. «„Ну, младшая, — сказала старшая младшей, — кто постоит за нас, не имеющих мужских родственников? Начнем сами набираться силы». И сестры начали набираться силы.. Любое дерево, даже самое толстое, голыми руками вырывают с корнем». Это предание, правда единственное, интересно тем, что в нем главными действующими лицами на военном поприще являются женщины.

Н. Беретти со слов коряков пишет: «Чуткость развивалась с помощью огня. Подкравшись к ребенку, его обжигали острым раскаленным предметом.. достигали того, что ребенок от малейшего шороха или прикосновения отскакивал в сторону. Ловкость развивалась борьбой, бегом и т. п. Закончив тренировку, отец испытывал своего сына: послав его куда-нибудь, отец крался за ним с луком и в удобный момент пускал в него стрелу. Если юноша хорошо усвоил себе то, что ему прививалось с детства и был достаточно чуток и ловок, он отскакивал, и стрела пролетала мимо,
если нет, он падал замертво, пораженный стрелой отца».

По преданиям ительменов, юноши тренировались, пробуя выкорчевывать деревья, загибать их вершины при помощи ремней и т. д.

В фольклоре слабо отражены методы подготовки юношества. Обучение происходило под руководством опыггнык руководителей охотников- воинов. На основании преданий юкагиров В. Иохельсон заключает: «Все юноши быии специалистами в употреблении лука, и каждый из них стремился стать богатырем своей группы. Руководство в военном обучении, к которому юноши допускались, проводилось не семьей, а родом, наиболее старые воины становились инструкторами юношей». В предании «Виютку-предводитель» эскимосы готовятся к походу, мужчины и юноши проходят специализированную подготовку, которой руководит их вождь Виютку и его два брата. Роль старшего поколения и военных руководителей прослеживается и в других преданиях северо-восточных народностей.

С другой стороны, часто встречаются эпизоды, описывающие индивидуальное обучение. Герой тайно обучается, «тайно от всех упражняет силы». Но действующими лицами таких эпизодов в большинстве случаев являются персонажи, в силу тех или иных обстоятельств попавшие в чуждое окружение, зависимое положение и т. д. Например, сиротка, воспитанный иноплеменниками и тайно собирающийся мстить за свой народ (чукотское предание о Тале3), Эленди после измены своего раба4 и др.

2 года назад

Добавить комментарий