Совет ЕС

В структуре институтов ЕС решающее преимущество в прямом смысле слова принадлежит Совету (англ.Council of the European Union). В конечном итоге именно Совет одобряет или нет представленный Комиссией правовой акт. Совет — это высший законодательный орган ЕС, поэтому его полномочия можно сравнить с функциями парламента в национальном государстве. В бюджете Европейского Союза 2000 года расходы Совета составили сумму в 348 миллионов евро (5,4 миллиарда крон), то есть 0,4% расходной части бюджета ЕС.
Совет состоит из представителей государств-членов ЕС в ранге министров, которые имеют право формулировать позицию от имени своих правительств. То, какие именно министры собираются на заседание Совета зависит от включенных в повестку дня вопросов. Обще- и внешнеполитические вопросы, важнейшие для внутреннего развития ЕС проблемы обсуждают министры иностранных дел. Совет все же целостное учреждение и теоретически любые министры могут одобрять любые директивы. На практике подобное происходит лишь в тех случаях, когда обсуждение данного вопроса в низших инстанциях ЕС не вызвало разногласий и поэтому участвующие в заседании Совета министры не должны углублятся в суть дела. Нередко компетентность все-таки чрезвычайно важна и в этих случаях действительно существенно, какие именно министры обсуждают данный вопрос. Например, в 1993 году была принята директива ЕС, регулирующая шум экскаваторов. Наверняка решение было бы иным, если бы данный вопрос вместо министров по вопросам окружающей среды обсуждали министры промышленности. Какие министры и какой именно вопрос обсуждают решает государство, председательствующее в данный период. В порядке ротации каждое из государств-членов ЕС председательствует в Совете по шесть месяцев.
Председательствующие в Совете:

2001Швеция Бельгия
2002Испания Дания
2003Греция Италия
2004Ирландия Голландия

В Совете непосредственно представлены интересы государств-членов ЕС, которые на заседаниях Совета превалируют над общими интересами Евросоюза. Министры сидят за табличками с наименованиями своих государств, выступают на родных языках и отстаивают позиции своих правительств. Но из-за принципа голосования большинством нередко позиции отдельных государств нивелируются при выработке целостной позиции Совета. В дискуссиях с Европарламентом Совет также превращается в целостный монолит, отстаивающий свое влияние. И это несмотря на то, что некоторым государствам иногда было бы выгодно на короткое время солидаризироватся с позицией Европарламента.
В вопросах межправительственного сотрудничества Европейская Комиссия может вносить предложения, как и государства-члены ЕС. Члены Комиссии участвуют в заседаниях Совета, что способствует поиску компромиссов.
Представители Комиссии и председательствующей страны всегда сидят в Совете на разных концах стола. У делегации каждого государства за главным столом три места, которые занимают министр, его заместитель или посол, а также руководящий высокопоставленный чиновник. Кроме того, у каждой делегации по три места за соседним столом. Иногда при обсуждении очень чувствительных тем проводятся заседания с участием только министров и их помощников.
Штаб-квартира Совета находится в Брюсселе и большинство его заседаний также проводятся в бельгийской столице, за исключением июня и октября, когда заседания проходят в Люксембурге. Точная дата и продолжительность (обычно, два дня) заседаний Совета определяется председательствующим государством. Однако, когда встречаются министры сельского хозяйства, то заседания Совета растягиваются на недели. На брюссельском жаргоне заседания министров сельского хозяйства называют “марафонными советами” или ‘Установлением часов”. Последнее означает то, что если, например, первого июня может возникнуть правовой вакуум без соответствующего решения Совета, то его заседание может длится до шести часов утра первого июня. В конце-концов министры устают спорить и правовой акт принимается к началу рабочего дня, что по сути равноценно принятию решения до полуночи, когда часы оповещают о начале нового дня.

2 года назад

Добавить комментарий