Солеварение долго было в Холуе основным промыслом

04/10/2012

Солеварение долго было в Холуе основным промыслом, пока не изменилась ситуация с солью в самой России. В XVIII веке императрица Елизавета Петровна решила пополнить государственные запасы и казну за счёт Эльтонского месторождения. Прежде соль этого озера добывали только кочевые калмыки, но после принятия ими христианства доступ к соли получила и Россия. Дешёвая соль по Великому чумацкому шляху потекла в Россию и изменила ситуацию с местным солеварением, которое становится невыгодным. К тому времени основным занятием жителей Холуя становится иконописание.
Процесс появления в Холуе иконописи носил постепенный характер, и начало его восходит к XVI веку. На этот процесс влияли два основных фактора. Во-первых, солеварение со временем перестало приносить прибыль, и население переключалось на другую сферу деятельности. Но ещё раньше с XVI века по всей России начинается глобальный процесс перехода иконописи из монастырей в «мир» к населению. Начался этот переход в тех сёлах и городах, где были монастыри (в нашем случае это Шуя и Холуй). И уже от них, как от центров, распространилось буквально повсюду в малых и больших городах, слободах и сёлах и даже небольших деревнях. Этот процесс бурного развития можно сравнить разве что со взрывом, так много появилось иконописных центров по всей стране за маленький исторический период. Наш край был одним из самых активных в этом процессе. Появление такого количества иконописцев обусловлено резко возросшим спросом населения на иконы. Начиная с XVI века икона появляется везде: в каждом доме, в общественных зданиях, магазинах и кабаках, больницах и тюремных камерах. Ставятся иконы на дорогах, в полях и лесах, на улицах городов, на воротах крепостей и домов. Повсюду, где можно, русский человек таким образом освящал пространство, в котором жил. Павел
Алепский, автор описания путешествия в Россию, так писал об этом в XVII веке: «У всякого в доме имеется бесчисленное множество икон, крашенных золотом, серебром и драгоценными камнями, и не только внутри домов, но и за всеми дверями, даже за воротами домов; и это бывает не у одних бояр, но и у крестьян в сёлах, ибо любовь и вера их к иконам весьма велики»7. Почитание икон, благоговейное отношение к ним пронизывало всё русское общество, от царя до крестьянина.
Первыми крупными центрами Суздальского иконописания становится Шуя и Холуй, немного позже Палех. Исследователь истории города Шуя, её летописец, как его сейчас называют, В. А. Борисов в своей книге «Описание города Шуи и его окрестностей», изданной в 1851 году, доказывает, что именно в Шуе зародилось Суздальское иконописание, а Холуй и Палех только переняли это искусство: «Что касается до Холуян и Палеховцев, то и они лет 80 или 90 тому назад заимствовали это искусство от Шуйских иконописцев, именно от братьев Ивана, Бориса и Фёдора Ивановых Болотовых». Палеховцы заимствовали искусство иконописания от последнего из них, Фёдора Ивановича Болотова; «он то обучал Палеховцев этому искусству и сам в Палехе помер»8. В доказательство приводятся документы начала XVII века, в которых упоминаются шуйские иконописцы. Правда, автор в дальнейшем оговаривается: «Конечно, разыскания мои не слишком древни: все они относятся только к одному XVII столетию, поэтому когда и по какому случаю иконопись Шуйская возникла, открыть я не мог».
Действительно, сейчас практически невозможно установить, когда точно и где точно в Холуе или в Шуе впервые начали писать иконы. Тем более, произошло это в XVI веке, а не в XVII, о котором пишет В. Борисов. Из приведённых им грамот самая древняя, в которой упоминаются шуйские иконописцы, датирована 1621 годом. А по отношению к Холую подобная грамота имеется от 1612 года (конечно, это не может служить доказательством первенства Холуя). Интересен тот факт, что ни в одной из шуйских грамот нет упоминания о том, что холуйские мастера учились в Шуе, а вот об обратном говорит грамота 1673 года, челобитная холуйского иконописца Ивана Путилова на Шуйского своего ученика бобыля Борисоглебовского монастыря Ивана Никонова:

2 года назад

Добавить комментарий