Шенгенский договор

С устранением таможенного контроля связан Шенгенский договор, заключенный в 1985 году и существенно дополненный в 1990 году. Шенгенский договор устранил регулярный паспортный контроль между государствами- членами ЕС. Между подписавшими Шенгенский договор странами разрешено свободное пересечение границ для всех путешественников, независимо от их гражданства. Как правило, при путешествиях внутри ЕС досмотр багажа не производится. При этом, сохраняются ограничения на провоз через границы государств ЕС товаров, с которых взимаются акцизные налоги.
В Шенгенскую систему входит преимущественное большинство государств-членов ЕС, а также фактически и Норвегия. По соображениям безопасности (облегчение условий деятельности преступников и возрастание угрозы терроризма) присоединиться к Шенгенскому договору отказались Великобритания, Дания и Ирландия.
Поскольку теперь и граждане вне-евросоюзных государств могут беспрепятственно путешествовать между странами ЕС, то последние унифицировали и свою визовую политику. С 1997 года государства Шенгенской системы выдают въездные визы единого образца. Кроме того, они договорились о том, для граждан каких государств визы обязательны, а для каких — нет.
Шенгенские государства также договорились о единых правилах обращения с лицами на внешней границе шенгенской зоны, а также о единых правилах выдачи видов на жительство. Что касается предоставления убежища, то был составлен список стран, проживание в которых считается безопасным и следовательно граждане данных государств не могут расчитывать на получение статуса беженцев.
Принцип свободного движения людей облегчает деятельность преступных элементов. Поэтому параллельно с ликвидацией пограничного контроля были приняты меры по улучшению работы полиции. После заключения Маастрихтского договора, в котором большое внимание было уделено развитию сотрудничества в сферах юстициии и внутренних дел, интенсифицировалось взаимодействие между судами, таможенными, пограничными и полицейскими службами государств-членов ЕС. В целях борьбы с преступностью был создан единый центр — Европол.
В 1994 году начало работу первое подразделение Европола — Европейская наркополиция. Позже в компетенцию Европола перешли защита авторских прав, незаконная миграция, хищения автомобилей, престпуления, связанные с ядерными материалами. После длительных дикуссий в 1999 году государства- члены ЕС решили перевести в компетенцию Европола также борьбу с терроризмом и подделкой евро. В планах на будущее создание шенгенского полицейского каталога, который содержал бы собранные национальными
полицейскими службами данные по видам на жительство, автомобилям, оружию и средствам связи.
Европол не финансируется из бюджета ЕС, его расходы покрываются непосредственно государствами Евросоюза. В 1999 году бюджет Европола, в котором работает примерно 200 человек, составил 19 миллионов евро (300 миллионов крон).
Правовые акты ЕС требуют, чтобы внутри государств полиция, пограничная служба и прокуратура использовали единообразно составленные базы данных. В дальнейшем планируется унифицировать системы связи, используемые полицейскими службами государств-членов ЕС. Эстония обещала привести свои базы данных полиции, пограничной службы и прокуратуры в соответствие с евростандартами к 2001 году.
Восстановление пограничного контроля предусматривается лишь в исключительных случаях, если этого требует внутренняя безопасность государств-членов ЕС. Например, это обоснование временно использовала Франция, чтобы воспрепятствовать массовому притоку наркотиков из Голландии.
Ликвидация контроля на внутренних границах ЕС означает не только упрощение бюрократического делопроизводства, но и влияет на процесс дальнейшей унификации законодательства, а также имеет символическое значение ликвидации раздробленности Европы.

2 года назад

Добавить комментарий