С течением времени Модэ разделил свою державу на три части, назвав их «сторонами».

В каждой «стороне» был свой князь. Причём западные и южные князья считались «младшими», по отношению к восточным — «великим князьям». Ханская ставка Хунну изначально располагалась на землях «восточной стороны», и поэтому все цари (шаньюи) выбирались только из числа «великих восточных князей». Выбор шаньюев с иной стороны и изменение названия их державы (еще со времен Туманя), считалось у них государственным переворотом. В названии их конфедерации должны были присутствовать слова — «хунну» или «угры».

При описании сражений, с участием хунно-угров (гуннов), древние авторы сообщали: «После окончания сражения, за трусость в бою, гунны расстреляли нескольких венгров». Исследователи истории хуннов до сих пор в недоразумении: «О каком неизвестном племени или народе, в данном случае, идёт речь?» Это недоразумение легко устраняется, если это слово

рассматривать в чувашской транскрипции с позиции ратного устройства гуннского войска.

Численность войск Модэ определялась в 300 тыс. человек. Самым крупным подразделением гуннского войска было в 10 тыс. человек, затем шли: тысячи, сотни и десятки, во главе которых стояли «десятитысячники» (бмпу), «тысячники» (пинпу), «сотники» (брпу) и «десятники» (вунпу, или вунтарри). Где, слово «бмпу», переводится, как «всеобъемлющий» (самый старший). Во главу 10 тысячного войска ставили только «великих князей». Слово «пу», значит «голова», или «глава», «пин» (1000), «?бр» (100) и «вун» (10), а слово — «вунтарри» переводится с чувашского как «верх десятки», или «глава десятки» (десятник).

В войсках Модэ была жесткая дисциплина. Если кто-либо из войскового подразделения (десятки) совершал предательство или струсил, то у хуннов расстреливали всю «десятку», вместе с их командиром. Таким образом, проясняется, что слово «венгры», упоминаемое древними авторами, это не название какого-либо народа или племени, а всего лишь название главаря «десятки» в гуннском (хуннском) войске.

Хуннское войско представляло собой конницу. Конные отряды хуннов производили молниеносные налёты на неприятеля; окружали его со всех сторон, осыпая тучами стрел, затем пускали в ход копья и мечи. Боевые стрелы хуннов снабжались костяными шариками с отверстиями — сотни свистящих стрел наводили ужас на врагов и пугали их боевых коней.

К концу 1-го века до н. э. хунны (гунны) подчинили себе многие племена Центральной Азии, включили в свою державу: бассейны Иртыша и Оби, верховья Селенги и Енисея, Семиречье, а также междуречье Амударьи и Сырдарьи.

Модэ умер в 174 году до н. э., достигнув такого величия, о котором в начале жизни даже и не помышлял. Его дело просуществовало 300 лет, и ни один из его многочисленных потомков не смог сравниться с ним по способностям и таланту.

Таковы подробности основания и возвышения Хунно-угорской державы, сообщаемые выдающимся китайским историком древности Сыма Цянем.

теснениями и придирками довёл его в 142 году н. э. до самоубийства. Царский род южных хуннов на нём пресёкся, и на опустевший престол в 143 году н. э. был посажен китайский придворный чиновник, по имени Дэулэчу. Дэулэчу и сменивший его Гюйгюйр были просто ставленниками китайского двора, скорее, чиновниками, чем правителями.

Китайское правительство так мало считалось с ними, что само подрывало их авторитет среди их подданных. Так, например, Гюйгюйр был арестован и умер в тюрьме, его сын правил в 172-178 годах н. э., но имя его даже забыли (или не считали нужным) внести в государственные акты Китая, и оно исчезло для истории. Его сын Хучжен (178-179 гг.) был казнён.

Самостоятельная история Южного Хунну прекратилась в 215 году, когда их царь (шаньюй) Хучуцюань был арестован, а для управления южными хуннами назначен китайский наместник (см.35, с. 140).

Таким образом, в 215 году н. э. Южное Хунну потеряло свою государственность, а его население стало постепенно растворяться среди китайцев и в последующей истории гуннов (хуннов) никакой роли уже не играло.

2 года назад

Добавить комментарий