Религия

Огромное значение в государственной жизни Ирана играла официальная религия — зороастризм. Она зародились в древности, но оформилась при первых Сасанидах. Её название происходит от мифического основателя — пророка Зороастра (или Заратуштры). Зороастризм учил, что судьбу мира решает борьба двух противоположных начал — света и тьмы, добра и зла. Светлое начало олицетворял бог Ахура Мазда, темное — бог Анхра Манья (Ахриман). Учение зороастризма было изложено в священной книге «Авесте». Зороастризм
к
проповедовал конечную победу света и добра и требовал от человека активной помощи этим силам. Для этого верующий должен был посещать храмы трех стихий — огня, земли и воды, выполнять обряды. Зороастрийские жрецы имели огромное влияние на все стороны жизни — от государственных дел до семейных тяжб. Поэтому любой социальный протест выражался в форме новых религий.
В середине III века появилась такая религия как манихейство, названная по имени основателя — философа и проповедника Мани. В её основе был тот же дуализм, что у зороастризма — вера в борьбу добра и зла как основу мироздания. Но Мани, в отличие от официальной религии, утверждал, что в человеке осталось многое от сил зла. Чтобы преодолеть это зло, человек должен освободиться от его носителя — всего материального и чувственного. Поэтому манихеи проповедовали крайний аскетизм и самосовершенствование человека как путь к победе добра. Эта проповедь сначала привлекала иранских правителей, желавших создать новую «мировую» религию для укрепления централизованного государства и господства над покоренными народами. Но эти надежды не сбылись. Зороастрийское духовенство, боясь потерять свое политическое влияние, в 276 году добилось казни Мани.
В 3-М веках на территории Ирана стало распространяться христианство. Его приняли сирийцы Месопотамии и народы Закавказья. Отношение шаха и мобедов к христианам было неоднозначным. В веках зороастрийские жрецы рассматривали христиан как политических союзников Византии и подвергали их гонениям. Лишь иногда шахи покровительствовали ремесленникам и торговцам из христиан, чтобы иметь опору для борьбы с придворной аристократией. После того, как иранские христиане в конце V века организационно порвали с византийской церковью, отношение к ним стало более терпимым. При Хосрове II Парвизе (590-628гг.) христиан даже допускали ко двору шаха. Кроме них в Иране свободно жили небольшие общины иудеев и буддистов, но они не играли особой роли в политической жизни.

2 года назад

Добавить комментарий