Развитие в Казахстане экстремизма

Некоторые пояснения в отношении возможного развития в Казахстане экстремизма дают следующие три диаграммы.

Диаграмма 11
Реальна ли возможность распространения религиозного экстремизма в Казахстане? (%)

Казахстанская республика

Терроризм как достаточно широкое социально-политическое явление в современной истории известен с начала XIX века, но шахиды (не в богословском их понимании, а в негативном — исламистском)
-новое явление для постсоветского пространства, возникшее практически на рубеже последних столетий. Ученые-психологи, социологи, политологи размышляют над этим феноменом, пытаясь найти аналоги в прошлой истории и отыскать его корни в настоящем. Большинство верующих склонно считать шахидов обманутыми, зомбированными людьми, фанатиками с нездоровой психикой (диаграмма 13).

«Террористами, которым нет оправдания ни в одной мировой религии» — склонны считать шахидов чуть более четверти мусульман и

  • ?Это обманутые, зомбированные люди
  • ?Это люди, сознательно отдающие жизнь за веру
  • ?Это люди, борющиеся за свободу и справедливость
  • ?Это люди, которые стремятся таким способом улучшить материальное положение
  • ?Это фанатики, люди с нездоровой психикой
  • ?Это террористы, которым нет оправдания ни в одной мировой религии
  • ?Затрудняюсь ответить чуть менее половины представителей иных конфессий.

В то же время почти каждый шестой верующий видит их людьми, отдающими жизнь за веру, но практически никто не считает их борцами за свободу и справедливость. Почти каждый третий верующий не исключает возможности появления таких людей в нашей стране.

Очевидным является то обстоятельство, что религиозное просвещение, знакомящее граждан страны с основами веры, спо собно снизить экстремистский потенциал, как или иначе соотносимый с религией.

Здесь имеются два существенных аргумента. Во-первых, экстремисты и террористы апеллируют к почти абсолютной религиозной безграмотности населения Казахстана. Цитаты из Корана, вырванные из контекста, в условиях, когда заинтересованные лица как угодно интерпретируют эти цитаты, могут стать основанием для выражения протеста против социальной несправедливости. Таким образом, экстремисты, опираясь на тексты Корана, вызывают протест населения, и дело сводится лишь к тому, так оформить этот протестный потенциал. Во-вторых, страны СНГ, долгое время находящиеся в состоянии доминирования государственного атеизма, не предоставляли своим гражданам даже элементарных религиозных знаний. В настоящее время становится необходимым хотя бы кратко ознакомить население Казахстана с основами религиозных учений, которые обладают значительным гуманистическим содержанием. Это имманентное религии нравственное и гуманистическое содержание способно удержать широкие слои населения от проявления агрессии, к которым его призывают от имени религии, экстремистки настроенные проповедники.

Таким образом, нет ничего плохого, и тем более опасного для молодого казахстанского государства в более массовом и поддержанном государством религиозном просвещении.

Проведенное в 2006 году при финансовой поддержке Фонда Фридриха Эберта специальное исследование, посвященное проблемам исламского просвещения и образования в Казахстане (Курганская В. Д., Косиченко А. Г. «Состояние и тенденции исламского просвещения и образования в Республике Казахстан». Научно-исследовательский отчет. Алматы, 2006.) показало, что исламские лидеры связывают духовно-нравственное состояние казахстанского общества именно с возможностями религиозного просвещения.

Наряду с возможностями просвещения в борьбе с экстремизмом следует укреплять и силовую составляющую этой борьбы. В последние годы деятельность силовых структур в Казахстане в этом отношении стала более заметной. В связи с этим, правозащитники говорят о возросшем количестве случаев нарушений прав верующих. Представители органов правопорядка утверждают, что участились факты незаконной деятельности деструктивных сект, в частности покушения на религиозную свободу, психическое здоровье, целостность семьи, права на образование.

2 года назад

Добавить комментарий