Различия влияний правительств разных государств

Влияние правительства зависит от масштабности данного государства и от его значимости в конкретном вопросе. Важно также желание правительства играть активную роль. Например, Германия до 1960 года вела себя в Европейском Союзе как легковес. Не избавившиеся от чувства вины за вторую мировую войну немцы не стремились особенно высовыватся со своими мнениями.
У малых государств, учитывая численность их населения, в ЕС относительно сильное влияния. У пятимиллионной Финляндии в Совете ЕС, принимающем решения квалифицированным большинством, три голоса. А у Германии, чье население в шестнадцать раз больше, лишь десять голосов. В Совете министров ЕС у Германии в пять раз больше голосов, чем у Люксембурга. Но по численности населения Германия в двести раз больше Люксембурга. Однако на практике больший вклад в бюджет ЕС дает Германии все-же больше возможностей продвигать свою позицию. Исходя из официального распределения голосов в Совете ЕС, не всегда можно правильно определить соотношение сил.
Возможности правительств зависят также от процедуры принятия решений. В случае, когда требуется единогласное голосование любое из правительств может до бесконечности затягивать решение данного вопроса. Хотя при этом и рискует вызвать к себе недоброжелательное отношение, навредив тем самым своим долгосрочным интересам.
Проблема вето в сегодняшнем ЕС уже не столь злободневна, как это было при заключении “Люксембургского компромисса” четверть века назад. Если какое- то государство считает готовящееся решение неприемлимым, то ему предлагается возможность остаться в стороне. Возможность исключений (англ.derogation, optout) впервые была зафиксирована в Амстердамском договоре. Это сделало Европейский Союз в целом значительно более гибким и податливым. Сейчас просматривается проблема возможного превращения ЕС в многослойную структуру. Часть государств-членов ЕС просто может отказаться от участия в планах интенсификации сотрудничества, поддерживаемых большинством. Так, Великобритания вместе с разными союзниками осталась вне как проекта общих денег, так и Шенгенского соглашения, устранившего пограничный контроль между государствами-членами ЕС.
В Совете ЕС реже других против позиции большинства выступает Люксембург. Произошедший за последние десятилетия резкий рост уровня жизни в стране сделал из люксембуржцев активных сторонников ЕС. Сейчас в Люксембурге критика Евросоюза сравнима со святотатством. Чаще других против позиции большинства выступает Германия, у которой из-за Восточной Германии много проблем с соблюдением евросоюзных требований в сферах конкуренции и государственной поддержки.
В Европейском Союзе большое значение имеет компетентность участвующих в переговорах представителей национальных правительств. Безусловно, институты ЕС именно то место, где содержание аргументов действительно много значит. Тему переговоров нужно знать досконально. Надо знать, насколько сильно можно давить на оппонентов и с кем создавать коалицию, чтобы избежать изоляции. У разных государств по разным вопросам разные союзники и противники. Поэтому и имеет чрезвычайно важное значение способность национального правительства создавать временные и долгосрочные коалиции. В ЕС коалиции создаются не только между правительствами. Иногда правительства некоторых государств видят, что им ближе позиция Комиссии, а не правительств других государств. Построение Евросоюза — нежное искусство, поскольку из-за сложности законодательного процесса очень трудно заключать сделки по принципу “рука руку моет”.
Способности участвующих в переговорах людей зависят не столько от страны происхождения, сколько от их личных качеств. Пространство для маневра у работающих в Брюсселе чиновников разное. Это зависит от направленности политики их стран. Бельгия, Италия, Люксембург и Голландия дают своим представителям в Coreper большую свободу действий. Представители этих стран часто свободны в переговорном процессе не только на министерском уровне, но и в рабочих группах. Гибкость можно использовать в национальных интересах, но эта же гибкость может стать причиной серьезной проблемы в случае ошибки. Франция, Греция, Ирландия и Великобритания, как правило, соглашаются на политические решения на уровне не ниже министерского. Менее высокопоставленные представители этих стран ограничиваются обсуждением технических вопросов. На министерском уровне полномочия в большинстве случаев одинаковы у всех представителей, но их информированность может быть очень разной.

2 года назад

Добавить комментарий