Разделение труда в иконописных мастерских

04/10/2012

Разделение труда в иконописных мастерских было доведено до нескольких десятков отдельных операций. Каждый оттачивал отдельные приёмы своей части до виртуозности, достигая при этом невероятной быстроты в работе. Икона становилась произведением искусства не одного художника, а целой бригады. Все, кто был задействован в производстве икон, подразделялись на категории: содержатели иконописных мастерских, учителя иконописи, живописцы (живописцами называли мастеров, писавших иконы масляными красками). Те, кто писал темперой, подразделялись на личников, доличников, далее упоминались листоушники, ученики, уборщики икон, полировщики (перечислялся ещё с десяток подсобных операций).
Труд в иконописной мастерской был нелёгким, об этом сохранилось достаточно всевозможных свидетельств. Мастерские были тесными и тёмными, трудились по 11-13 часов в сутки. В отчёте Комитета попечительства о русской иконописи есть описание иконописной мастерской: «Обычная обстановка иконописных мастерских кустарей-иконописцев довольно бедная. Большинство ютится в небольших деревянных домиках: комнаты, где производятся работы, тесны и неуютны, лишь мастерские у заводчиков обширны и представляют сравнительные удобства. При входе в комнату сразу поражает пирамида «дерев» (досок для иконы) и неоконченных образов и сильный запах левкаса, посередине комнаты сидит трудящаяся семья иконников за столом, если вечер — за одною керосиновой лампой, посередине спущены от потолка на веревочках к лампе, как они называют, «глобусы» — шары белого стекла с налитой водой, от лампы сквозь воду в шарах проникает самый сильный свет на то место иконы, где пишут. На столах лежат все их принадлежности: краски, разведённые в деревянных без ручек ложках, кисти, горшочек с водою для промывания кистей, яичные скорлупы, с яичным желтком для разведения красок, деревянные циркули и пр.

Рисование, как отдельный предмет, в этих мастерских не преподаётся». Так выглядела мастерская, а как выглядели сами мастера, можем судить по старым фотографиям. Мы видим одних одетыми очень хорошо в дорогих костюмах «тройка» с галстуком или бабочкой, на голове — изящная шляпа, в руке — трость. Иногда на плечах небрежно накинуто пальто. Другие одеты проще: костюм, но на голове картуз. Однако поза от этого не становится менее импозантной. Иконописцы знали себе цену, ценили свой труд. Местная поговорка гласила: «Иконники священники, и жены их попадьи». На других фотографиях можно увидеть и довольно бедно одетых, причём, чем дальше человек сидит на фото от хозяина, тем ниже его социальный статус. Часто на фотографиях появляется

2 года назад

Добавить комментарий