рассуждения об изменении статуса Каспия

Все рассуждения об изменении статуса Каспия носили теоретический характер до тех пор, пока Азербайджан не приступил к разработке углеводородных месторождений в своей зоне, привлекая при этом к реализации своих проектов нефтяные компании третьих стран. Несколько позднее по этому же пути пошли Казахстан и Туркменистан, которые объявили международные тендеры на участки дна у своих берегов в целях разведки и разработки углеводородных ресурсов.
На сегодняшний день казахстанская позиция исходит из необходимости раздела Каспия по принципу: «дно делим — вода общая». Метод раздела основывается на разделе моря по срединной линии, модифицированной по взаимной договоренности и с учетом понесенных геологических затрат. Разделенное морское дно имеет режим «исключительных прав прибрежного государства на недропользование» [26, с. 175-176]. Стороны выступают против раздела водной поверхности как гаранта осуществления свободы судоходства и свободы рыболовства. Казахстан не исключает возможность создания прибрежной зоны национальной юрисдикции шириной в 15 миль, в рамках которой прибрежные страны будут осуществлять пограничный, таможенный и санитарный контроль, а также иметь исключительные права в сфере рыболовства. Возможной проблемой во взаимоотношениях между Российской Федерацией и Казахстаном может стать Закон о государственной границе, принятый Астаной в июле 2002 г. Закон вводит понятие «континентального шельфа» Казахстана на Каспии шириной в 12 миль, определяемого по немодифицированной срединной линии. Положения этого закона противоречат российско-казахстанскому соглашению 1998 г. [26, с. 174-175] и Протоколу 2000 года к нему. В качестве альтернативы Казахстан рассматривает возможность создания территориального моря, рыболовной зоны и открытого моря [34].
В основу подхода к определению статуса Каспия могут быть положены общепринятые принципы и нормы международного права, международного обычного права и локальной международной договорной практики, регулирующей статус озер [31].
Установление взаимоприемлемого для всех сторон и соответствующего нормам и принципам международно-правового статуса Каспийского моря возможно только на основе его окончательного раздела на национальные секторы.
Следует согласиться с выводом доктрины о том, что международноправовой статус и режим Каспийского моря, который основывается на советско-иранских соглашениях, заключенных в 1921-1940 гг., более не в силах регулировать комплекс политических, экономических и экологических проблем, существующих в регионе [47, с. 605].
В настоящее время необходим новый правопорядок в регионе и бассейне Каспия, который мог бы установить, что будет представлять собой новый статус Каспийского моря с точки зрения международного права.
На наш взгляд, статус Каспийского моря, определенный договорами СССР с Ираном, более не соответствует геополитическим реалиям и не отвечает экономическим интересам прибрежных государств.

2 года назад

Добавить комментарий