раскрытие специфики казахстанской модели межрелигиозного согласия

И последнее, что необходимо отметить в связи с раскрытием специфики казахстанской модели межрелигиозного согласия. В современном мире существуют самые разные формы взаимоотношений государства с религиозными объединениями. Каждая из этих форм во многом предопределяет характер межрелигиозных отношений в стране. Сегодня существуют теократические государства, в которых религия определяет основные законы государственной и общественной жизни, существуют атеистические государства, в которых религия считается заблуждением и государственная идеология отрицает религию. Но абсолютное большинство современных государств являются сегодня светскими, что означает отделение государства от религии и их взаимное невмешательство в дела друг друга.

Имеется много специфичных, находящих обоснование в истории, форм взаимоотношений государства и религиозных объединений уже внутри светского характера государства. Эти формы распределены по широкому спектру: от признания некоторых религий государственными до абсолютного равенства всех религий (будет уместным заострить внимание на том обстоятельстве, что стран, в которых все религии абсолютно равны, немного — Франция, Япония и США). В большинстве светских государств, как правило, одна-две религии имеют преимущественные права в сравнении с другими.

К числу таких государств относятся и классически демократические государства (Германия, Великобритания, Швеция, Норвегия и т.д.). Поэтому Казахстан, оставаясь светским государством, вполне может выстраивать свою религиозную политику в широких пределах, исходя из своих национальных интересов.

Обрисовав специфику казахстанской модели межрелигиозного согласия, перейдем к более предметному и конкретному анализу некоторых наиболее существенных сторон религиозной жизни Казахстана, в которых эта модель содержательно раскрывается.

За годы развития Казахстана в условиях независимости состояние религиозной сферы в целом кардинально изменилось. От политики государственного атеизма, господствующего в течение 70 лет, Казахстан перешел к свободному исповеданию веры или безверия — практике, характерной для большинства современных государств мира. В течение уже первых лет своей независимости Казахстан открыл двери практически всем религиозным конфессиям, и в настоящее время является одной из самых многоконфессиональных стран мира.

В Республике Казахстан зарегистрированы около 50 конфессий и деноминаций, функционируют более 4000 религиозных объединений. Действуют около 2230 мечетей (в Казахстане преобладает ислам суннитского масхаба Абу Ханифы, который, как известно, позволяет органично включить в состав собственно исламских ценностей традиционные ценности казахов, связанные с доисламскими верованиями в Тенгри-Умай). Имеются шиитские мечети, действуют на территории Казахстана и суфийские ордена.

В стране имеется около 260 прихода Русской Православной Церкви Московского Патриархата, три Епархии формально объединены в Митрополичий округ (РПЦ МП присутствует в Казахстане достаточно давно, и представлена славянским, по преимуществу, населением); четыре Епархии Римско-католической Церкви объединены в Митрополию, имеется около 250 приходов; действует около 10 приходов Греко-католической церкви. Функционируют около 1200 объединений протестантантской ветви христианства, около 100 объединений Свидетелей Иеговы, около 70 новоориенталистских религиозных объединений; имеются и организации сатанистов.

Общее количество верующих в РК оценивается лидерами конфессий следующим образом. Считается, что в Казахстане насчитывается около 10,5 млн. мусульман, 3,5 млн. православных, остальные принадлежат к иным конфессиям и деноминациям. Из этих цифр можно видеть, что практически все население Казахстана — люди верующие. Социологиские исследования дают иную картину: около 35-40% населения Казахстана — мусульмане, 20% — православные, 4% — принадлежат ко всем остальным, функционирующим в РК конфессиям и деноминациям.

Многие религиозные объединения имеют свои образовательные и учебные центры: медресе, воскресные и приходские школы, семинарии, университеты, институты повышения квалификации и т. п. Функционируют мужские и женские монастыри, монашеские ордена и т. д.

Ввозится и издается значительное количество религиозной литературы, в первую очередь, периодики. Среди периодических изданий
-журналы и газеты; нередко, как в случае с исламскими газетами, тираж изданий достигает 40 000 экземпляров.

2 года назад

Добавить комментарий