Пропорции тела бушменов. Мужчина и женщина (по Карлу Штрацу)

народы мира

Итак, мы должны совершенно отделить антропологически готтентотов от бушменов, несмотря на присутствие у первых щелканья и несмотря на их случайные скрещения с соседями. Вскоре мы увидим, что они совсем поздние пришельцы с севера, между тем как бушмены являются остатками древнейшего населения Африки или, по крайней мере, очень старым племенным слоем.

В связи с этим следует отметить здесь также так называемое бушменское искусство. Во многих частях Южной Африки известны уже в течение многих лет рисунки в минеральных красках и петроглифы (рисунки на камнях), которые даже и специалистами всегда приписывались бушменам. В Германии опираются при этом, главным образом, на авторитет Густава Фрича, который в своей основательной статье об южно-африканских туземцах (Бреславль, 1872) дает прекрасные воспроизведения подобных рисунков без всяких рассуждений, приписав их бушменам. При этом он только удивлялся, как может народ «в состоянии вымирания, в тяжелой борьбе за свое собственное существование с людьми и животными заниматься искусством», которым он пренебрегал при гораздо более благоприятных условиях. Фрич хвалит по поводу этих рисунков острую восприимчивость и верную память форм, которые зачастую переданы удивительно уверенной рукой. В то время, как у банту только в редких исключительных случаях мы встречаем изображения животных, при этом грубые и гротескные, «бушмены» сплошь покрыли этими фигурами стены своих пещер, плоскую поверхность нависающих и защищающих от ветра и дождя скал и вокруг лежащие гладкие глыбы. На одной вершине около Чон-Тоуна Фрич видел на таких камнях тысячи различных изображений животных, часто по 20 и более на одной глыбе.

2 года назад

Добавить комментарий