Проблемы консервативной революции в контексте интеллектуальной истории бразилильской модернизации 1920 — 1940-х годов

В современной российской историографии достаточно сильны европоцентрические тенденции. В такой ситуации целый комплекс проблем из истории стран Латинской Америки в обобщающих исследованиях по новейшей истории освещается по остаточному принципу. Регион позиционируется как периферия, куда в результате колонизации были автоматически перенесены европейские политические и культурные нормы в их испанском или португальском варианте. С другой стороны, в отечественной латиноамериканстике с ее сильными традициями изучениями рабочего и левого движения существует так же целый ряд белых пятен, связанных с историей правой политической традиции.

В советской политологической литературе, особенно — в латиноаме-риканистике в отношении правых господствовало крайне негативное отношение, а правые идеологи, в зависимости от политической конъюнктуры, преподносились как реакционные или даже фашистские политики. В современной латиноамериканистике, в условиях отказа от идеологических клише и устранения цензурных барьеров, исследований о правых в Латинской Америке, к сожалению, было написано крайне немного. Поэтому, в настоящей статье автор попытается ответить на вопрос «Имели
ли место процессы аналогичные европейской консервативной революции за пределами Европы» , затронув ряд проблем на примере бразильской истории в ее правой перспективе.

Вероятно, тот методологический и историографический инструментарий, который автор использовал в этой части исследования может показаться относительно бразильской истории искусственным, хотя периодически среди бразильских интеллектуалов идут дискуссии о путях изучения национальной истории и интеграции бразильского исследовательского дискурса в западный научный контекст в целом . Американский исследователь истории Бразилии Джэфри Лэззэр, указывая на уникальность многих процессов бразильской истории, пишет о том, что методы, которые успешно применимы к европейским исследованиям, на бразильской
исторической почве могут показаться надуманными . С другой стороны, по его мнению, некоторые исторические (точнее — историографические) эксперименты могут дать интересные результаты. Поэтому, в настоящей статье автор попытается затронуть такие проблемы как «консервативная революция в Бразилии», «интеллектуальные и литературные дискурсы правой политической традиции в Бразилии 1920 — 1930-годов», «бразильские и европейские правые» не столько в контексте политической истории, сколько в рамках бразильской интеллектуальной истории .

В исследовательской литературе в отношении самого понятия «консервативная революция» нет единого мнения . С другой стороны, исследовательское сообщество далеко от единства в определении тех стран, которые были затронуты феноменом консервативной революции. Автором термина «консервативная революция» принято считать немецкого историка середины ХХ века А. Молера, который одну из своих работ так и назвал «Консервативная революция в Германии. 1918 — 1932»33. Но точка зрения А. Молера, полагавшего, что понятие «консервативная революция» объединяет политические идеи отличные от традиционного монархического консерватизма и крайнего национал-социализма, в отношении самого названия этого явления нашла много оппонентов. Один из критиков А. Молера, который в названии своей программной работы не смог избежать обращения к критикуемому им термину, высказал предположение о большей корректности понятия «новый национализм» . Иная точка зрения высказана Р. фон дер Бусше, указавшим на возможность определения событий в политической жизни межвоенного Запада в рамках концепта «нового утопизма»35.

2 года назад

Добавить комментарий