Принятие бюджета

Европейская Комиссия представляет Совету ЕС бюджет следующего года к 15 июня текущего года. Проконсультировавшись с Комиссией, Совет может внести в него изменения и представить окончательный вариант бюджета Европарламенту. Все, связанные с бюджетом решения, Совет принимает квалифицированным большинством.
При принятии бюджета важно разделение расходов на обязательные и необязательные (compulsory and non-compulsory). Необязательные расходы — это структурные фонды, внешнеполитические мероприятия и часть внутригосударственных проектов. Обязательные расходы вытекают из договоров ЕС, в том числе поддержка сельского хозяйства, управленческие расходы и часть внутригосударственных проектов.
В первом чтении Европарламент может уменьшить статьи обязательных расходов и, если Совет не отвергнет поправки Европарламента, то они вступают в силу. Депутаты Европарламента могут внести предложения по увеличению обязательных расходов. Для вступления в силу эти предложения должны быть одобрены Советом. Европарламент может уже в первом чтении отвергнуть бюджет в целом по “важным причинам”. Все решения, связанные с бюджетом, принимаются абсолютным большинством участвующих в заседании европарламентариев. Все внесенные Европарламентом поправки, касающиеся необязательных расходов бюджета, остаются в силе, если Совет не изменит их квалифицированным большинством. Совет всегда вносит коррективы в пожелания Европарламента и представляет бюджет на второе чтение к 22 ноября текущего года.
Во втором чтении минимум три пятых депутатов Европарламента, если они составляют абсолютное большинство из участвующих в заседании, могут вновь внести в бюджет отвергнутые Советом поправки, касающиеся необязательных расходов. В этом случае решение Европарламента окончательно и депутатов ограничивают лишь лимиты, существующие для определенных статей расходов. Обязательные расходы депутаты изменить не могут, но могут отвергнуть бюджет целиком. Подобное в истории ЕС случалось трижды. В случае непринятия бюджета расходы ЕС покрываются помесячно на основе бюджета предыдущего года до тех пор, пока Совет и Европарламент не договорятся по бюджету.
Ежегодно в ЕС одобряется два бюджета. Один отражает обязательства (appropriation of commitments), которые переходят и на следующий год. Данные расходы в некоторые годы могут превышать доходы и наоборот. Второй бюджет отражает осуществляемые платежи (appropriation of payments), которые всегда совпадают с доходами.
Ни один из вышеупомянутых бюджетов не является абсолютно точным. Во- первых, использование значительных сумм денег зависит от представляемых проектов, качество и объем финансирования которых проясняется в течение бюджетного года. Во-вторых, использование денег, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, связано с погодными условиями и колебанием цен на продукты питания на мировом рынке, что невозможно спрогнозировать в начале года. Раньше неиспользованные деньги возвращались государствам- членам ЕС. Со второй половины 1990-х годов остатки переводятся в резервный фонд ЕС, из которого финансируются расходы, связанные с расширением ЕС.
Дающие и получающие
В связи с предстоящим вступлением в ЕС восточно-европейских государств бюджету уделяется все более пристальное внимание, поскольку впервые за многие годы могут возникнуть трудности с его исполнением. Максимальный объем евросоюзного бюджета может составлять 1,27% от суммарного ВВП всех государств-членов ЕС. В 1990 годах объем бюджета не превышал 1,1% от вышеотмеченного показателя. В предверии расширения ЕС данный показатель должен возрасти до 1,13%. Но эти расчеты основываются на предположении, что общий экономический рост государств-членов ЕС составит 2% ежегодно. Если по каким-то причинам темпы экономического роста будут меньше, то с наполнением бюджета ЕС появятся трудности.
В течение десятилетий взносы Германии и Голландии значительно превышают суммы, получаемые ими из бюджета ЕС. Эти страны не желают еще более увеличивать свои взносы по причине расширения ЕС. С другой стороны, наиболее бедные государства ЕС — Испания, Португалия, Греция — против уменьшения финансовой поддержки со стороны Евросоюза. По данным
Европейской Комиссии, в 1994-1999 годах финансовая поддержка ЕС в среднем составила: Португалии — 3,98% от ВВП, Греции — 3,67%, Ирландии — 2,82%, Испании — 1,74%.

2 года назад

Добавить комментарий