Президенты Европейской Комиссии

Вальтер Хальстейн (Германия) 1958-1967 Яан Рей (Бельгия) 1967-1970 Сикко Маншольт (Италия) 1972-1973 Франсуа-Ксавьер Ортоли (Франция) 1973-1977 Рой Йенкинс (Великобритания) 1977-1981 Гастон Торн (Люксембург) 1981-1985 Жак Делор (Франция) 1985-1995 Жак Сантер (Люксембург) 1995-1999 Романо Проди (Италия) 1999-(2005)
При принятии решений члены Комиссии должны соблюдать полную независимость от своих правительств, руководствоватся только общими интересами ЕС и не искать указаний с родины. С другой стороны, в евросоюзных договорах зафиксирован отказ властей государств-членов ЕС от попыток воздействия на Европейскую Комиссию. Члены Комиссии дают клятву независимости и только Европарламент обладает правом контролировать их деятельность. В целом в деятельности Комиссии национальные интересы государств-членов ЕС проявляются значительно в меньшей степени, чем в Европарламенте и Совете ЕС.
В первые десятилетия существования Европейского Союза члены Комиссии, как правило, были или высокопоставленными госслужащими, или признанными экспертами в той или иной области. По традиции последних лет, большинство членов Комиссии являются или бывшими министрами, или влиятельными парламентариями.
Раньше для деятеля, уходившего на работу в Европейскую Комиссию не было возврата в национальную политику своего государства. В 1990-х годах положение изменилось. Например, французские социалисты рассматривали кандидатуру Жака Делора как одного из вероятных претендентов на пост президента Франции. Итальянские политики пригласили члена Европейской Комиссии Эмму Бонино баллотироватся в президенты на выборах, прошедших в Италии в мае 1999 года.
Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу деятельности. Однако все решения Комиссия принимает коллегиально по принципу коллективной ответственности. Именно исходя из данного принципа, в марте 1999 года был отозван весь состав возглавлявшейся Жаком Сантером Комиссия, когда двое из ее членов были обвинены в управленческих ошибках. Как правило, все решения в Комиссии принимаются консенсусом. Если это невозможно, то решение можно принять и простым большинством в одиннадцать голосов. Если кто-то из членов Комиссии не может участвовать в голосовании, то служащий его канцелярии может участвовать и выступать на заседании Комиссии, но не имеет права голосовать.
У каждого члена Комиссии есть своя канцелярия (кабинет), где обычно работают шесть-восемь человек. Сотрудников своей канцелярии выбирает сам член Комиссии. Как правило, из среды своих соотечественников член Комиссии назначает начальника канцелярии, одного или двух политических помощников, пару экспертов, нескольких служащих, знающих бюрократическую “кухню,” и пресс-представителя. По утвердившейся в Брюсселе традиции, канцелярии именуются не по их специализации, а по имени курирующего члена Комиссии. Нынешний президент Европейской Комиссии бывший премьер-министр Италии Романо Проди обещал повлиять на членов Комиссии с тем, чтобы они не составляли свои кабинеты только из соотечественников, а придали им более наднациональный характер. Подавая личный пример, в мае 1999 года Романо Проди назначил главой своего кабинета ирландца Дэвида О’Салливана.
Каждый член Комиссии курирует один или несколько генеральных директоратов Европейской Комиссии, которые можно сравнить с министерствами в национальных государствах. В конце 1999 года после структурной реорганизации Комиссии все гендиректораты распределены между тремя сферами: политика, внешние отношения и внутреннее обслуживание. Кроме того, была устранена использовавшаяся ранее нумерация гендиректоратов.
Сейчас в Европейской Комиссии двадцать три генеральных директората, каждый из которых возглавляет генеральный директор. У каждого из гендиректоров четко очерченная сфера ответственности и личные советники. Гендиректораты в свою очередь делятся на директораты.

Генеральные директораты Европейской Комиссии
Развитие сотрудничества Бюджет
Энергетика и транспорт
Предпринимательство
Финансовый контроль
Образование и культура
Инфообщество
Юстиция и внутренние дела
Рыболовство
Торговля
Окружающая среда
Конкуренция
Расширение ЕС
Экономика и финансы
Налоги и таможня
Персонал и администрирование
Сельское хозяйство
Региональная политика
Внутренний рынок

2 года назад

Добавить комментарий