Предложение Казахстана о пересмотре квот вылова ценных пород

Есть и другие противоречия. Предложение Казахстана о пересмотре квот вылова ценных пород рыбы поддерживают Азербайджан и
Туркмения. (В настоящее время квота Ирана составляет 45%, квота России — 27%, а на долю остальных трех стран приходится по 9%). Россия считает, что планы прокладки транспортных трубопроводов необходимо обсуждать и выносить консенсусное решение в рамках всей «пятерки» прибрежных государств. Этот тезис был поддержан Тегераном. Казахстан активно возражает, так как считает, что подобные проекты должны согласовываться только между теми странами, через участки которых будут проходить трубы.

Тем не менее компромисс возможен. Как предлагают некоторые российские эксперты, если Иран снимет свои требования по разделу Каспия на равные части, то наиболее заинтересованный в этом Казахстан может отказаться от своих предложений по демилитаризации моря и решит присоединиться к Москве и Тегерану в том, что касается обеспечения свободы судоходства и рыболовства. Действуя по схеме «размена» и идя на уступки Азербайджану и Туркмении (например, в перераспределении «рыбных квот»), можно добиться их согласия на взаимоприемлемые решения других проблем.

Российскому руководству также необходимо взвесить, на какие «жертвы» оно сможет пойти ради общего согласия, причем не по второстепенному, а хотя бы по одному принципиальному вопросу. Таким вопросом является тезис российской стороны о том, что проекты прокладки трубопроводов по дну Каспия нуждаются в одобрении всех пяти государств. Отказ от подобной позиции помог бы Москве решить другие чрезвычайно важные для интересов России проблемы. Москва опасается активности Соединенных Штатов и того, что Вашингтон пытается убедить руководство Казахстана, Туркмении и Азербайджана в целесообразности прокладки транскаспийских продуктопроводов при американском и западноевропейском участии, что, в частности, позволило бы загрузить нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, работающий не на полную мощность.

Стремление Москвы занять монопольное положение в формировании транскаспийских транспортных коридоров вполне очевидно. Именно этим, а не экологическими рисками (которые, конечно же, существуют) объясняется предложение российской стороны, озвученное Путиным в Тегеране, о том, что проекты прокладки трубопроводов по дну Каспия должны согласовываться всеми пятью прикаспийскими государствами. Если бы данное предложение было принято, то страна, не заинтересованная в реализации таких проектов, получила бы право их заблокировать (по сути, право вето).

Подобная перспектива не может не волновать российских партнеров. И их можно и нужно понять. Для них транспортная независимость, сама возможность диверсификации путей доставки углеводородного сырья на внешние рынки является во многом вопросом национального суверенитета (отсюда и заигрывание с потенциальными западными инвесторами). Попытки давления могут только подорвать доверие к Москве и возродить забытый было миф об имперских амбициях России. И в Астане, и в Баку, и в Ашхабаде прекрасно понимают, что Кремль волнует не только и не столько экологическая безопасность, сколько возможность контролировать экспортные потоки. Усилия российского руководства должны быть направлены не на то, чтобы «держать и не пущать», а на то, чтобы вовлекать соседей по Каспию в сотрудничество по развитию топливно-энергетического комплекса и его экспортной инфраструктуры, предлагая выгодные для них условия совместной деятельности.

Следует отметить, что такая политика уже ведется и приносит свои плоды.

В этом смысле трудно переоценить значение договоренностей между президентами России, Туркмении и Казахстана (май 2007 г.) о многоплановом и широкомасштабном энергетическом сотрудничестве (причем с подключением Узбекистана). Речь идет о прокладке Прикаспийского газопровода (с использованием инфраструктуры, оставшейся от советских времен), который пойдет из Туркмении, затем через Казахстан и далее соединится с достаточно дешевой, с точки зрения транзита, газотранспортной системой России, и уже по ней голубое топливо будет поступать на европейские рынки.

2 года назад

Добавить комментарий