Динамичными темпами растут международные перевозки грузов автомобильным транспортом

Туркменистан

Как уже говорилось выше, на территории страны действуют 13 пунктов пропуска через границу автомобильного транспорта. Но необходимо рассмотреть роль каждого конкретного пропускного пункта для того, чтобы чётко обозначить привлекательность того или иного пункта в импортных, экспортных и транзитных перевозках. Говоря о загруженности пунктов пропуска границы, проанализируем «популярность» пунктов, работающих на въезд в страну. Анализ прибывающего автомобильным транспортом грузопотока показывает, что самыми востребованными автотранспортными узлами Туркменистана являются узлы Ахалского велаята: Артык, Гаудан и Серахс. На их долю в течение последних шести лет приходятся наибольшие объёмы ввозимых грузов. По итогам 2011 года они составили по пропускному пункту Артык и пропускному пункту Серахс по 21 % на каждый, по пропускному пункту Гаудан — 19 %, что составляет 61 % всего импорта и транзита Туркменистана. Среди автотранспортных узлов остальных велаятов Туркменистана самыми востребованными являются: пункт Гудуролум Балканского велаята и пункт Фарап Лебапского велаята. На долю автотранспортного узла Гудуролум приходится почти 20 % импортных и транзитных потоков по
Туркменистану. Примечательно, что ещё в 2005 году на этот пункт приходилось всего 14,4 % перевозок. Автотранспортный пункт Фарап занимает 14 % перевозок международного направления, однако по сравнению с 2005 годом его доля на 6 % уменьшилась, вне зависимости от этого пункт Фарап продолжает занимать одно из ведущих мест в международных перевозках Туркменистана. Следует отметить, что количество въезжающих на территорию Туркменистана автомобилей через этот пункт по факту увеличилось на 40 %, но на фоне возросшего в целом по стране грузопотока, а за период 20052011 годов он увеличился в 2,1 раза, пропускной пункт Фарап начал уступать свои позиции другим пропускным пунктам.

В общем потоке международных автомобильных перевозок темп роста грузопотока в экспортном направлении в период 2005-2011 годов составил 129 %. Самыми загруженными пропускными пунктами в этом направлении являются пункты Гудуролум — 28,9 %, Ымамназар
-26,8 %, Артык — 16,7 %, Серхетабат — 12,1 %, Сарахс — 11,2 % и далее по убыванию. То есть на перечисленные пункты приходится 83,6 % экспортных грузов. Однако очевидна неравномерность активности перевозок туркменских и иностранных перевозчиков на разных направлениях. В структуре экспортных перевозок через пункт Артык подавляющая часть, а именно 86 % вывозимых грузов, приходится на иностранных перевозчиков и лишь 14 % на туркменских. И совершенно иная картина складывается по транспортным пунктам Ымамназар и Серхетабат — через них все 100 % грузов обрабатываются отечественными перевозчиками.
Основная доля среди иностранных грузоперевозчиков в экспортном направлении приходится на перевозчиков Ирана и Турции. Однако в последние годы география расширяется, и в настоящее время перечень стран стал достаточно широк, среди них: Россия, Узбекистан, Казахстан, Украина, Киргизия, Белоруссия, Азербайджан, Литва, Афганистан, Таджикистан, Болгария, Румыния и Латвия.
Неуклонно растёт объём транзитных автомобильных перевозок через территорию Туркменистана. За последние шесть лет такие перевозки увеличились в полтора раза и по итогам 2011 года составили 36 % от общего количества прибывающих автотранспортных средств. При этом в структуре транзитных перевозок сложилась положительная тенденция доминирования грузового автотранспорта — его доля составляет 96,6 % от общего числа автомобильного транзита. И это свидетельствует о привлекательности грузоперевозок через территорию Туркменистана.

Наиболее загружены транзитными машинами пропускные пункты Фарап — 87 % автомобилей, пересекающих через него границу Туркменистана, следуют в транзитном направлении, через Сарахс — 50 %, через Артык — 42 % транзитного пропуска. Примечательно, что некоторые транспортные пропускные пункты страны, не имеющие большого удельного веса в общем объёме перевозок, по своей структуре имеют исключительно транзитную направленность. Например, пропускные пункты Серхетабат и Ымамназар. 95 % автотранспортных средств, прибывающих на территорию государства через пункт Серхетабат, в последующем двигаются в транзитном направлении. Через пункт Ымамназар — 94 %.

2 года назад

Добавить комментарий