датирование испанских пещерных рисунков

С другой стороны, датирование испанских пещерных рисунков, как палеолитических, в настоящее время поколеблено, Теперь уже знают о вновь открытых пещерных рисунках, которые опубликованы Гуго Обермайером и Паулем Варнертом и на которых буквально кишат люди с луком и стрелами, что заставляет безусловно и с полной уверенностью относить их к неолитической эпохе. В Испании неолитический период достигает эпохи, которая на Ближнем Востоке должна уже считаться исторической. По стилю же некоторые из этих новых, опубликованных Обермайером и Вернертом рисунков обнаруживают такое сходство с южно-африканскими, что, если их положить вперемешку, то даже хороший знаток не всегда сумеет их различить. С другой стороны, теперь все больше появляется сообщений о пещерных рисунках и петроглифах в Испании и западной части северной Африки, которые настолько схожи с южно-африканскими, что возможность непосредственной связи между ними должна быть серьезно принята во внимание, несмотря на кажущееся столь огромным пространственное расстояние между местами их нахождения и несмотря на будто бы неизмеримую разницу во времени их возникновения. Что последняя вовсе не столь велика, это было указано выше, а большое пространственное отдаление также не должно нас беспокоить. Странствования на столь же большие, а то и на значительно большие расстояния вовсе не представляются удивительными современной этнографической науке. Знаем же мы, что, например, хеттская коса второго тысячелетия до нашей эры не удержалась в передней Азии до нашего времени, но зато попала в Китай, и точно также составной лук древних египтян вкось прошел через всю Азию, вплоть до островов Берингова моря и через эти острова в западную часть Северной Америки почти что до Северной Калифорнии.

Так же, как с южно-африканским искусством, по-видимому, обстоит с бушменскими палками для копанья, снабженными просверленными круглыми камнями. Некоторые бушменские женщины еще и теперь свои заостренные на огне палки, которыми выкапываются корни, снабжают грубо обработанным круглым камнем, просверленным посередине и по величине приблизительно равным голове ребенка. Это установил еще Густав Фрич. Рудольф Пёх сделал с этого кинематографическую съемку.

Однако, совершенно такие же камни в большом количестве были найдены севернее Замбези на поверхности, и считались неопровержимым доказательством, что границы распространения бушменов еще совсем недавно заходили далеко за Замбези. Я напечатал сообщение о целой связке подобных камней, которые были прошнурованы вместе с большим куском лопатообразного железа. Эта связка была найдена в Кавенде, и ее можно было еще принять за доказательство более широкого распространения бушменов, чем это предполагалось раньше, и я сам тогда указывал на то, что в смежном с Кавенде Урунди встречаются настоящие пигмеи. Но в настоящее время это совершенно отброшено, так как за это время стало нам известно, что подобные камни еще и сейчас служат для ежедневного употребления у Сомали, а также являются постоянным рабочим орудием у абиссинских крестьян. Таким образом, теперь твердо установлено широкое распространение этих просверленных камней от Абиссинии до самого крайнего юга Африки, и точно также совершенно ясно, что они свою родину имеют именно там, где они еще сейчас в большом количестве служат для ежедневного употребления; поэтому следует считать, что они попали к бушменам путем заимствования, в связи с большими переселениями хамитов.

Совершенно аналогично с этим можно предположить, что так называемое «бушменское искусство» происходит первоначально из Северной Африки. Оно связано с искусством Альтамира или, быть может, с древнеегипетским, и в течение тысячелетий, вместе с хамитами, достигло юга. То, что в тропической Африке имеются большие пространства без пещерной живописи и петроглифов, едва ли может быть приведено как возражение уже по одному тому, что подобные произведения искусства могут явиться только там, где имеются пещеры, нависшие скалистые склоны и гладкие каменные поверхности.

2 года назад

Добавить комментарий