чуванцы занимали более видное место среди народов крайнего северо-востока

В прошлом чуванцы занимали более видное место среди народов крайнего северо-востока. Впервые это название встречается в отписке
С.Дежнева, который в 1653 г. ходил «в поход на неясачных людей чуванзей». Отписки служилых людей, предания народов крайнего северо-востока и сохранившиеся топонимические названия позволяют сделать вывод, что в начале XVII в. чуванцы занимали большую территорию, главным образом в районах pp. Анадыря, Омолона и обоих Анюев. Некоторые исследователи (В. Богораз и И. Вдовин) связывают наименование р. Чаун с названием «чуванцы». Чукотские предания, слышанные В. Богоразом, повествуют о племени, которое жило в районе р. Чаун и называлось чаачен (мн. ч. чаачет). «Название саасеЬ в его руссифицированном виде будет «чаванцы» или «чаунцы», так что оно почти тождественно со словом чуванцы».
Вопрос, кто же были чуваицы, не получил окончательного разрешения. В. Иохельсон считает их ветвью юкагиров. В доказательство этого он приводит лингвистические данные. Чукчи называют как юкагиров, так и чуванцев общим именем атал или этэл, в том же значении оно известно и в корякском языке. К. Мерк также причисляет их к юкагирам. По его сведениям, юкагиры, жившие на одном из притоков Большого Анюя, именовали себя чуванцами. В. Богораз склонен считать их промежуточным звеном между чукчами и юкагирами. Еще одним доказательством, подтверждающим достоверность мнения В. Иохельсона, служит следующий факт, подмеченный И. Вдовиным: чуванцы в отписке
С.Дежнева названы «чуванзы», что находит объяснение в морфологии юкагирского языка.» Юкагиры суффикс -дай прибавляют к названию реки или определенной местности для обозначения ее жителей, например, омолон-дзи— «житель р.. Омолон». В этом освещении становится понятной терминология С. Дежнева — чуваши, т. е. «жители р. Чаун».

Исторические документы также часто отождествляют чуванцев с юкагирами. В отписке П. Немтинова и И. Татаринова сибирскому губернатору от 1716 г. рассказывается об измене «юкагирей чюванцев» и о челобитной, которую подали «староплатежные юкагири чюванского роду Алии с сродниками». В одном из актов 80-х годов XVII в. упоминается имя Мотора, который был «чюванского роду лутчей юкагир»8 и т. д.

До сих пор этнографической загадкой остаются шелаги. Наименование «шелаги» имеется в отписках служилых людей, относящихся к
1710г. Более поздние сведения о них получены в 1723 г. от промышленника Ивана Вилегина. Он пользовался информацией шелага Копая. ‘ По этим данным, жилища шелагов располагались восточнее р. Колымы в 200 верстах от ее устья. Предания о шелагах широко распространены среди местного населения. Территория их обитания обычно приурочивается к м. Шелагскому (по имени шелагов) и Чаунскому заливу.
1711
В первой половине XIX в. и в последующие годы предания о шелагах были зафиксированы многими исследователями (Ф. Врангелем, Кибером, А. Аргентовым, В. Богоразом и др.). На основании рассказов чукчей Кибер был склонен считать шелагов родственными тунгусам и юкагирам, а Ф. Врангель — тунгусам,10 А. Аргентов также на основании распросных данных населения причислял их к омокам (юкагирам). 1
Другие исследователи считают шелагов чукчами. Г. Майдель вообще отрицает существование шелагов и даже бытование этого наименования. Чукчам термин «шелаг», повидимому, не был известен. В их преданиях жители м. Шелагского фигурируют под названием чавача3, в русифицированной форме чаваны. В этой связи интересно замечание Кибера: «чукчи называют шелагов чаванами и зал. Чаунский чаванским; напротив же, мыс Шелагский — Екрием». А. Аргентов предполагает, что этот термин связан с юкагирами.
Вышеприведенными материалами исчерпываются сведения об этом племени. Встает вопрос, является ли название «шелаги» синонимом «чаваны» или это были разные этнические образования? В. Богораз придерживается второй точки зрения. Если название «чаван» он относит, вполне обоснованно, к собственно чуванцам, то про шелагов пишет: «Их часто смешивали с caacet, хотя нет никаких сведений о взаимном отношении двух указанных племен». В пользу более обоснованного первого предположения, т. е. что шелаги и чаваны (чуванцы) одно и то же племя, говорят следующие данные. В материалах А. Аргентова мы находим: «Чукчи говорят, что на Чауне и на Шелагском мысе обитал один народ чавача»; по лингвистическим материалам В. Иохельсона верхнеколымские юкагиры называли чуванцев шолилау/ что очень напоминает русифицированную форму шелаги.

2 года назад

Добавить комментарий