Чукчи заметили нас, и все народонаселение местечка пришло в движение

«Чукчи заметили нас, и все народонаселение местечка пришло в движение. Женщины и дети скрылись на близлежащей горе, а мужчины, вооруженные копьями, батогами и стрелами, выстроились в ряд перед хижинами, ожидая нападения». У юкагиров часовой ставился в лагере на высоком помосте, чтобы легче можно было заметить врага.

Оружие всегда находилось наготове, «и у них анаулей на острожке норовлено готовый бой, колье и топоры сажены на долгие деревья да и ножи». В пос. Каменское Лессепс видел на укрепленном валу копья, стрелы, луки и ружья. Лук, положенный под голову спящего воина, или сон с оружием в руках, — одна из характерных особенностей корякских и юкагирских преданий исторического цикла. Возможность неожиданного нападения заставляла быть бдительными. Ламутский богатырь Кычым говорит юношам: «Всегда, заготовляя дрова, по сторонам смотрите, быть может, явятся какие-нибудь (враги)». Благодаря бдительности легче можно было распознать врага. И наоборот, утеря бдительности часто влечет за собой обнаруживание противником. Так, в корякских преданиях враг обнаруживается по его громкому храпу,5 по дыму от кострав

Таким образом, приведенный материал позволяет сделать заключение, что у народностей крайнего северо-востока в XVII—XVIII вв. тактические приемы ведения войны сводились к внезапным набегам с целью ошеломления и уничтожения противника и такого же быстрого отхода, если набег был неудачен. Кроме внезапных набегов, в устном творчестве этих народов встречается описание совершенно иных приемов ведения войны. К ним относится единоборство и открытое объявление войны, чтобы враждующие стороны могли договориться о способах проведения боя.

Поединок, когда исход боя решался борьбой двух сильных людей, героев, богатырей, характерен для фольклора всех народов крайнего северо-востока. В главе «Военные организации» уже разбирался вопрос о единоборстве как одном из наиболее характерных видов тактики, свойственной первой ступени развития первобытных войн. Здесь остановимся несколько подробнее на способах его проведения. Обычно герои обеих враждующих сторон сражаются в присутствии воинов или населения. Для поединка всё тщательно подготовляется. Герои подтрунивают, а подчас и оскорбляют друг друга. Смерть или поражение одного из них ведет к победе над всеми воинами противника. Воины-победители быстро уничтожают всех своих врагов, забирают имущество и уходят. В иных случаях поединок оканчивается примирением враждующих сторон. Последний мотив наиболее часто повторяется в фольклоре юкагиров и коряков. Коряк говорит победившему его ламуту: «„Ну, довольно, прекратим. Конечно, ты одолел меня». Тотчас прекратили враждовать. Сказал нымылан: „С этих пор навсегда прекратим враждовать». Навсегда прекратили враждовать, до наших дней». Для чукотского фольклора такие imht цовки не известны.
Наиболее часто повторяющиеся в преданиях поединки происходят на копьях и на моржовой шкуре, реже фигурирует лук. Приведем несколько иллюстраций. Чукчи и таньги сошлись на битву, встав строем друг против друга: «Вышел таньгин, копьем машет: „Кто, кто выйдет со мной на борьбу?»». Тогда чукотские богатыри принимают вызов — началось состязание на копьях, которое продолжалось три дня. В другом сказании богатыри борются сперва с луками, а затем на копьях. Чукотский богатырь побеждает. Его воины перебивают таньгов и забирают стада. В некоторых преданиях даже смерть Павлуцкого представлена как результат поединка на копьях.
Поединки на моржовой шкуре характерны для фольклора приморских жителей. По рассказам чукчей, противники встречались на скользкой шкуре, натертой салом. Шкуру натягивали на землю, прибивая острыми осколками костей. Цель таких состязаний состояла в том, чтобы столкнуть или подбросить противника на острые кости. «Упасть на такие острые осколки означало быть раненым насмерть». Трудно сказать, насколько фольклор отражал реальную действительность, но подбрасывание на моржовой шкуре как вид спортивного состязания, а также как часть ритуала различных праздников сохранилось до наших дней. В таких случаях шкуру, лежащую на земле на середине которой стоит человек, резким толчком подбрасывают вверх до 5 м в высоту. Задача состоит в том, чтобы не потерять равновесия и встать на ноги. Победителю вручается мри з.

2 года назад

Добавить комментарий