Будет ли федеративная Европа?

Сейчас в мире более 2500 междунароных организаций. В двадцатом веке МО обрели ярко выраженный глобальный характер. Считается, что расцвет национальных государств пришелся на 1648-1920 годы. Несмотря на усиление национальных государств в современном мире, совершенно очевидно, что в будущем МО получат приоритет, поскольку наращивание их влияния происходит с опережающим ускорением.
По сравнению с другими МО, Евросоюзу не присуще ничего особенно исключительного. Обязательность решений МО для национальных государств явление редкое, но не уникальное. То же самое можно сказать и по поводу сильного секретариата и развитой символики. Особенностью Евросоюза является то, что теоретически данная организация в процессе своего развития может “поглотить” своих членов — национальные государства. Хотя подобный сценарий возможен при совпадении нескольких факторов. Помимо эффективного механизма принятия решений и наличия присущей государству атрибутики (деньги, гражданство, флаг, гимн), спецификой ЕС является неуклонное расширение его деятельности на сферы, которыми до сих пор занимались почти исключительно государства.
В умах многих европейцев подспудно тлеет вопрос, насколько Евросоюз может еще усилиться, чтобы из международной организации превратиться в конфедеративное или федеративное государство? После того, как в зону компетентности ЕС попали вопросы обороны, уже сейчас Евросоюз соответствует всем критериям предыдущих конфедераций. А в некоторых вопросах ЕС даже перерос конфедеративные рамки.
Руководители ЕС пока старательно обходят вопрос самоопределения. При подготовке Маастрихтского договора председательствовавшая в то время в ЕС Голландия предлагала переименовать европейское сообщество в Европейскую Федерацию. Но в конце-концов остановились на более неопределенном наименовании — Европейский Союз. Сейчас по отношению к ЕС даже термин конфедерация не употребляется.
Исключительно быстрое развитие ЕС в сторону федеративного государства и рост его влияния не дают стопроцентных оснований для убежденности в исчезновении национальных государств в их нынешнем виде. До сих пор нарастание влияния ЕС не было прямолинейным, когда за “а” автоматически следовало “б”. В деятельности Евросоюза могут быть и откаты. Достаточно вспомнить анти-евросоюзные акции де Голля.
Последние десятилетия характеризуются не только усилением исключительно ЕС. К процветанию рвутся и региональные МО. Например, в регионе Балтийского моря они появляются как грибы после дождя. Так, Эстония участвует в трехстороннем балтийском сотрудничестве (Эстония, Латвия, Литва) , в сотрудничестве между балтийскими и северными странами, а также является членом Совета Балтийского моря. Литва, участвующая в разновекторном балтийском сотрудничестве, также является членом Центрально-европейской инициативы и установила особые отношения тесного сотрудничества с Польшей.
Регионализацию можно рассматривать как процесс раздробления евроцентризма некоторыми государствами, стремящимися к “двухслойному” Евросоюзу. Данный процесс можно рассматривать и как консолидацию национальных государств, что объективно сдерживает углубление общеевропейского сотрудничества.
До сих пор ЕС развивался вопреки прогнозам политологов. В конце 1950 годов большинство из них было убеждено, что неизбежное объединение Европы пройдет в ускоренном темпе. Но Франция вскоре нанесла сокрушительный удар по этим прогнозам и предсказывавшие спонтанное объединение Европы ученые на десятилетия утратили свой авторитет. В середине 1980 годов ведущие исследователи процесса европейской интеграции предрекали европейскому сообществу нарастающие кризисы, в результате которых возможности выработки единой политики свелись бы к минимуму. Однако ошибочность подобных предсказаний стала ясной уже через несколько лет.
Лучше всего ограничится очевидной истиной: в 1990-х годах были сделаны важные шаги по пути ускоренного объединения Европы. Однако, пусть каждый сам решает, когда, как быстро и в какой форме завершится объединение Европы.
Сокращения
Benelux — Benelux Economic Union (Общая экономическая территория Бельгии, Нидерландов и Люксембурга)
BN -Baltic Council (Балтийский Совет)
CAP — Common Agricultural Policy (Единая сельскохозяйственная политика)
CFSP — Common Foreign and Security Policy (Единая внешняя политика и политика безопасности)

2 года назад

Добавить комментарий