Буддизм и индуизм. Их влияние на культуру и общественную жизнь

Жизнь индийского общества и его культура в VI-XII веках испытывали сильное воздействие религий — буддизма, индуизма, а под конец — ислама. Борьба между ними и их взаимное влияние в условиях полиэтничности и многообразия природных условий Индии обогатили индийскую культуру.
Буддизм появился еще в древней Индии, но в VIII- ХП веках почти исчез со своей родины. Последний расцвет этой религии был в VII ВЕКЕ при Харше. Буддизм нашел много приверженцев в других странах — Вьетнаме, Китае, Индонезии. Там его вероучение впитало местные культы и стало называться «Махаяна» — «Большая колесница» (в отличие от индийского буддизма — «Хинаяны», то есть «Малой колесницы»). Буддизм отрицал жертвоприношения и касты. Он был идейной опорой центральной власти, так как основывался на культе единого божества. Но политическая нестабильность и кастовая разобщенность людей препятствовали закреплению буддизма в Индии.
Более гибкой и влиятельной религией в VII-XII ВЕКОВ стал индуизм. Он не является целостным учением, возник на основе более древней религии брахманизма. Приверженцы индуизма называются индуистами, или индусами. Индуизм основан на многочисленных мифах о богах, мудрецах-пророках, священных животных и духах природы, демонах и т.п. У индусов более 300 млн. богов. Каждый человек мог свободно поклоняться любому богу. Единого центра, духовенства и устава богослужения не было. Каждый индус должен был следовать обычаям своей касты, исполнять домашние жертвоприношения перед фигурками богов, читать молитвы, знать годовые праздники и обряды. Индусы поклонялись богам Сурье (солнца), Ушас (утренней зари), Агни (огня), Индре (грома и молнии) и др. Самыми почитаемыми были боги Брахма — творец Вселенной, Шива — разрушитель и созидатель мира, Вишну — хранитель и защитник людей. Почитались и женские божества: жены Брахмы Сарасвати, покровительницы искусств и наук, жены Шивы Парвати, выступавшей в образах добрых и злых богинь, жены Вишну Лакшми — покровительницы семьи и домашнего очага.
Приверженцы культов Вишну и Шивы различались внешне (по знакам на лбу), по обрядам, имели свои храмы. Но всех индусов объединяли общие принципы вероучения.
Все признавали дхарму — установленный свыше порядок вещей, которым определялась вся жизнь человека. Дхарма связана с долгом каждого исполнять обязанности своей касты. Нарушение кастовых законов может, согласно драхме, повлечь зло для человека: его душа после смерти в будущем рождении может переселиться в человека низшей касты и даже в животное. Согласно представлениям индуизма, праведник должен соблюдать ахимсу. то есть не причинять зла живым существам, не убивать их и не есть мяса. Корова, обезьяна, крокодил считались священными животными. Индуизм учил, что мир есть сочетание радости и страданий. Для духовно развитого человека высшей радостью является не наслаждение земными благами, а достижение вечной жизни души, постижения себя во Вселенной. Поэтому самыми уважаемыми людьми считались не цари и полководцы, а аскеты и отшельники. Для освобождения души от земных страданий и забот, достижения совершенства, была разработана система упражнений — йога. Многие приемы йоги, при целенаправленной психической тренировке, являлись лечебными средствами от разных болезней. Если человек не понимал абстрактных идеалов, то ему было достаточно соблюдать обряды, вести себя скромно и воздержанно, не причинять людям зла, почитать старших в семье и людей из высших каст. Индуизм не навязывал человеку жестких религиозных канонов, а поощрял поиски истины разными путями.

2 года назад

Добавить комментарий