Большинство еще сохранившихся бушменских рисунков

Большинство еще сохранившихся бушменских рисунков так испорчено, при этом меньше от непогоды и прохождения животных, чем от бессмысленного разрушения белыми и цветными, взрослыми и детьми, что, если обстоятельства не переменятся, им грозит полное уничтожение в течение ближайшего времени. Счастье еще, что более чем 100 копий подобных рисунков собрано в одном из южно-африканских музеев. Из них я лучшие экземпляры скопировал для Берлина в 1905 г. Оригинальные рисунки этого рода только в очень редких исключительных случаях спасены в музеях, между прочим, два в Берлинском этнографическом. Зато великолепные образцы петроглифов имеются в музее в Претории, большое их собрание доставлено Голубом в Вену, и меньшая, но исключительно хорошо подобранная коллекция, благодаря моему путешествию в 1905 г., в Берлин. Во время этой поездки я видел в Иоганнесбурге большое собрание копий с петроглифов, сделанных Г. В. Стоу (G. W. Stow); после его смерти в его коллекциях оказались большие листы с раскрашенными изображениями этих копий, приобретенных впоследствии мисс Ллойд. И две другие дамы, мисс Эллен Тонгю и фрейлин Доротеа Блек, дочь знаменитого лингвиста, занимались собиранием бушменских рисунков и петроглифов, которые они опубликовали.

Затем, мне удалось в 1906 г., благодаря крупному пожертвованию из фонда Рудольфа Верхова, устроить поездку двух наших немецких земляков, Поссельта и Терно, в долину Тугелы и ее притоков, недалеко от границы между колонией Оранжевой реки и Наталем; в результате этой экспедиции Берлинский музей получил 23 очень красивых акварельных копий, вполне точно проконтролированных одновременно произведенными фотографиями. Значительнейшие из этих «бушменских рисунков» описаны и воспроизведены частью на цветных таблицах. Один из лучших до сих пор известных южноафриканских рисунков — воспроизведенная по Стоу охота на страусов — репродуцирован в красках Вейле на обложке его брошюры «Kultur der Kulturoseu». Таким образом, мы располагаем большим количеством надежных воспроизведений и можем поэтому изучать это бушменское искусство, сидя здесь в Европе. В 1908 г. я указал на поразительное и почти загадочное сходство этих бушменских рисунков с доисторическими рисунками из находок палеолитической эпохи на Зап. Европе. Это указание не нашло одобрения. При этом одни подчеркивали различие стилей, которое разделяет эти произведения искусства, а другие указывали на чудовищное расстояние между почти современной эпохой рисунков бушменов и эпохой пещерного искусства в Альтамире. Я сам не улавливаю подобного стилистического различия и никогда не верил в столь чудовищную разницу во времени между южно-африканским и испанским пещерным искусством. При внимательном обсуждении настоящей проблемы сразу будет ясно. Что вовсе не обязательно считать южноафриканское искусство столь молодым. Ничто не препятствует нам приписать эту древность во много сотен, а то и несколько тысяч лет. В этом отношении особенно замечателен один рисунок, который я скопировал в Блемфонтейне для Берлинского музея. На нем изображены лошади и европейцы с ружьями, по-видимому, относящиеся к началу 18 века, но как раз этот рисунок выпадает по своему стилю и общему цвету из ряда прочих рисунков, производит совершенно детское впечатление и отнюдь не может служить для датирования прочих рисунков. И точно также рисунки нынешних бушменов, если им дать в руки цветной карандаш и лист бумаги, оказываются столь жалкими, что исключается всякое отношение с приписываемым их предкам пещерным искусством.

2 года назад

Добавить комментарий