Блестящий пример барокко XVIII в.

Сельскохозяйственный университет имени Св. 14шт- вана расположен в необарочной гимназии ордена премон- странтов. В большом зале нового крыла университета находится самый большой рельеф Европы, выполненный из бронзы, — произведение Америго Torna «Апофеоз зерна».
Кальман, младший брат короля Белы IV (1208— 1241), ставший в семилетнем возрасте галицким королем, а после потери Талиции — графом территории Сепешшег, имел значительные владения в Северной Венгрии. Там он встретил монахов ордена премонстран- тов, строивших монастырь в Ясо. В благодарность за владения и дары., пожертвованные ордену, ему был воздвигнут памятник. Гимназия ордена в Гёдёллё была построена на доходы от владений и займы, полученные орденом в начале XIII века от герцога Кальмана, а потом от Белы IV.

На рубеже XIX—XX вв. художники школы Гёдёллё, талантливые последователи Сецессиона, создали в городе Поселок художников. Наряду с другими выставками в Городском музее Гёдёллё выставлены их произведения и документы поселка художников. Своими экспонатами выделяются коллекции Музея пчеловодства и отраслевого Музея истории развития сельскохозяйственного оборудования (Университет). В 1911 г. маршрут электрички Будапешт— Керепсш продлили до Гёдёллё. Неподалеку от дворца расположен Королевский зал ожидания железнодорожной станции, построенный по проекту Миклоша Шла.
Дендрарий, плогцадь которого превышает 300 га, используется в основном в исследовательских целях, однако в конце недели часть дендрария открыта для посещения. Конный парк «Аазар» в Аомоньвёльде, расположенный к северу от города, был основан для любителей конного спорта.
Дворец начал строить в 30-е г. XVIII в. граф Антал Грашшал- кович I, глава Венгерской палаты парламента и доверенное лицо императрицы Марии-Терезии. Автором проекта стал талантливый зальцбургский архитектор Андраш Майерхоффер.

Первоначально дворец имел и-образную форму и состоял из богато украшенного центрального зала, к которому примыкали анфилады комнат. В течение XVIII в. дворец неоднократно пе-

рестраивался потомками графа Андраша и свой нынешний облик приобрел во время строительных работ, проводимых представителями третьего поколения знатного венгерского рода. К тому времени к каждой части здания было добавлено еще несколько крыльев, возведена дворцовая часовня, театр, манеж и оранжерея. После того как род Грашшалковичей прекратил свое существование, дворец сменил еще несколько владельцев, прежде чем в 1867 г., по решению парламента, стал официальной резиденцией венгерских монархов.
Этот статус Гёдёллё сохранял за собой вплоть до 1918 г., и император Франц-Иосиф I, а затем сменивший его на троне Карл IV и их семьи каждый год проводили здесь по нескольку месяцев. В этот период своего существования замок являлся символом независимости Венгерского государства, а кроме того, имел очень высокий статус политически важного места.

2 года назад

Добавить комментарий