Автотранспортная отрасль Туркменистана

Динамика развития автомобильных перевозок в Туркменистане

Автомобильный транспорт — одна из важнейших отраслей народного хозяйства. Он развивается как неотъемлемая часть единой
транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его чёткости и надёжности во многом зависит трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Наряду с другими видами транспорта он обеспечивает рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства и удовлетворяет потребности населения в перевозках.
Основными причинами активного использования автотранспорта стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородних перевозок. Кроме того, с помощью автомобильного автотранспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» без дополнительных затрат на перегрузку, а также с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставок. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара по сравнению с другими видами транспортных средств.
Большая мобильность, возможность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров.
Однако себестоимость перевозок на автомобильном транспорте высока и в среднем превышает аналогичные показатели речного и железнодорожного транспорта. Высокий уровень себестоимости определяется небольшой грузоподъемностью и, следовательно, производительностью подвижного состава. Из-за этого удельный вес заработной платы в общей сумме эксплуатационных расходов значителен. Резервами снижения себестоимости являются в основном интенсивные факторы — повышение коэффициентов использования пробега автомобилей, грузоподъемности, коммерческой скорости.
По сравнению с железными дорогами автотранспорт отличается сравнительно небольшими капиталовложениями в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в пересчете на один километр пути велика. Постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) наоборот невелики. Вследствие чего автомобильный транспорт в основном используется для перевозок небольших потоков грузов на короткие расстояния.
В целом по стране автомобильным транспортом выполняется более 89 % всего объема перевозок грузов, и по этому показателю он занимает 1 позицию в общем объеме грузовых перевозок (Диаграмма 2.1).

Перевозка грузов по Туркменистану автомобильным транспортом в 2000-2011 гг., млн тонн
Туркменистан
Из диаграммы 2.1 видно, что автомобильные перевозки в стране растут динамичными темпами. За 2000-2011 годы объемы автомобильных перевозок возросли в 1,6 раза.

По объему грузооборота автомобильный транспорт занимает третью позицию, уступая по этому показателю трубопроводному и железнодорожному транспорту. Доля автомобильного транспорта в общем объеме грузооборота в 2011 году составила 31 %. Это вполне объяснимо, если иметь в виду, что средняя дальность перевозок у автомобильного транспорта несколько ниже, чем у других видов транспорта. На коротких расстояниях автомобильный транспорт является незаменимым как по скорости доставки, так и по уровню затрат, что имеет огромное значение для пользователей данного вида транспорта. Автомобильный транспорт является связующим звеном между другими видами транспорта в комбинированных видах перевозок. Он обеспечивает высокую точность и надежность доставки, что делает его незаменимым на перевозках ценных грузов и на дальних расстояниях.

Туркменистан
В автоперевозках высока доля грузового транспорта

2 года назад

Добавить комментарий